Введите ключевые слова и фразы (в том числе имя автора), разделяя их запятой без пробелов. Слова во фразах разделяйте пробелами. Пример поискового запроса: гимнография,пасхальный канон,ирмос.
Храмцова П. С. Композиционно-тематические и жанровые особенности «Больших путешествий "Костра"» // Филологические исследования. 2015. Т. 2, URL: http://academy.petrsu.ru/journal/article.php?id=2890. DOI: 10.15393/j100.art.2015.2890


Филологические исследования


Композиционно-тематические и жанровые особенности «Больших путешествий "Костра"»

Храмцова
   Полина Сергеевна
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
детская журналистика
детская периодика
журнал «Костёр»
жанр
композиция
путешествие
повествователь
диалог
Аннотация: Статья посвящена исследованию в области детской журналистики на примере одного из лучших детских журналов XX века «Костёр». Автор показывает особенности взаимодействия редакции с юным читателем, анализируя рубрику «Большие путешествия "Костра"». В тексте статьи представлены жанровые и композиционные особенности исследуемой рубрики, которые доказывают её новаторство, оригинальность формы. Внимание акцентируется на особом образе повествователя в «Больших путешествиях», его роли в привлечении читателя к диалогу. В результате исследования автор делает вывод о том, что современные журналы о путешествиях для детей существуют, но в них трудно найти такой синтез познавательности и развлекательности, какой отличал «Большие путешествия "Костра"». На этом основании в статье говорится о том, что изучаемая рубрика, просуществовав десять лет, явилась важным экспериментом в журнале. Также исследователь отмечает, что подобная форма путешествий оказалась уникальной, неповторимой в детской журналистике.

Текст статьи

Детская журналистика является малоисследованной областью. Прежде всего, об этом свидетельствует малое количество авторов, занимающихся изучением детской периодики. Назовем их имена: Л.Н. Колесова, М.И. Алексеева, И.А. Руденко. Кроме того, детский журнал как объект исследования встречается очень редко. Объём анализируемого материала огромен, поэтому на его тщательное исследование, выявление специфики, погружение в изучаемую область уходят годы, а иногда и десятилетия.

Если сравнивать современные детские СМИ с советской периодикой для детей, то можно увидеть, что объём нынешних журналов намного меньше: в основном преобладают игровые материалы, ребёнок не входит в круг «взрослых проблем». В то время, как в советских детских журналах приоритетным направлением являлось воспитание социально активного читателя. Также один из самых важных критериев воспитательной функции детской журналистики – это диалог с юным читателем, умение редакции выслушать ребёнка и помочь ему советом. В этом плане современные детские СМИ опять же уступают советской периодике, где велась колоссальная работа над выработкой стиля, характера подачи материалов, рубрик, в которых редакция учитывала возраст, интересы, пожелания детей. Детский журнал постоянно развивался, искал свой путь.

Мы занимаемся исследованием пионерского журнала «Костёр». Его история началась в 1936 году: журнал пережил войну, затем последовал десятилетний перерыв (с 1946 по 1956), и до сих пор «Костёр» выходит и сохраняет репутацию одного из лучших детских журналов. В предыдущих работах, в которых мы анализировали названное издание, исследование было сосредоточено на рубрике самих детей «Барабан». Нас интересовали письма, присылаемые в редакцию юными читателями и, в частности, проблемные темы, поднимаемые детьми. В данной работе мы занимаемся исследованием рубрики «Большие путешествия "Костра"», которая сыграла важную роль в развитии журнала «Костёр» 1960 — 1970 - х годов. На изучении названной рубрики не останавливался подробно ни один из исследователей детской журналистики.

В данной работе перед нами стояли следующие задачи: выявить специфику и новаторство «Больших путешествий "Костра"», изучив жанровые и композиционно-тематические особенности данной рубрики на примере подачи материалов, выборе тем; исследовать образ повествователя и выявить особенности его связи с юным читателем, показать уникальность «Больших путешествий», их роль в развитии «Костра» и детской журналистики в целом. Актуальность исследования журнала советского периода заключается в том, что он может и должен стать ориентиром для редакционного коллектива современных детских СМИ.

«Большие путешествия "Костра"» – это уникальная рубрика, заложившая прочную основу для развития диалога редакции с юным читателем. «Костёр» 1960 — 1980 - х годов стремился к единству трудового, идейно - политического, нравственного воспитания. Всё это отразилось в новой рубрике не только с интересной воспитательной, но и географо - исторической программой. Наталья Владимировна Теребинская, проработавшая в «Костре» более 40 лет, писала следующее в одном из своих писем: «мысль о путешествиях вообще - то коллективная, родившаяся в период расцвета «Костра». Вообще похоже, что предложение это Нафтульева, подхваченное на редакционном совещании. Это ведь было тогда, когда работали Крестинский, Никольский, так сказать, ''Золотой век'' "Костра"» [1, 111-112]. «Путешествия по родному краю» совершались и ранее, например, в «Пионере» 1930 — 1950 - х годов. Однако «Костёр» не был бы «Костром», не создав что - нибудь оригинальное во всех отношениях.

История «Больших путешествий» началась в 1962 году (№ 12). Путешественники повторили маршрут А.Н. Радищева «Из Петербурга в Москву». Затем почти через год в № 9 за 1963 год они отправились исследовать будущую трассу Волго - Балта, далее путешествуют по Прибалтике, Каспию, Кавказу. Всего десять путешествий успели совершить журналисты - костровцы в период с 1962 (№ 12) по 1972 год (№1 2). Формат путешествий, их география продумывались редакцией тщательно. Не так просто сделать из серьёзного материала интересное открытие для юных читателей, но, бесспорно, костровцам это удавалось. Они не только совершали «кругосветки»: «Каспийская кругосветка» («Пятое Большое путешествие» 1966. № 11), «Ефимовская кругосветка» по местам первых студенческих строительных отрядов («Девятое Большое путешествие» 1971. № 2), но и приурочивали путешествия к важным для страны датам: 100 - летию со дня рождения В.И. Ленина («Восьмое большое путешествие», 1970. № 3, 4), 50 - летию Союза Советских Социалистических республик («Десятое Большое путешествие» 1972. № 1, 2).

«Большие путешествия "Костра"» можно назвать настоящим энциклопедическим приложением: их формат, композиция, особые игровые приёмы, стилистика заметно отличаются от научно - популярных статей в детских журналах. Во - первых, «Большие путешествия» выходили раз в год, и каждый маршрут был посвящён определённой теме. Во - вторых, последующие увеличивались в объёме от 16 до 30 - ти страниц. Ни одно «Большое путешествие» не обходилось без фотографий, дневниковых записей, писем, зарисовок, стихотворений, текстов песен. Кроме того, в каждом из них присутствовали игровые элементы, что позволяло читателю легко погружаться в тему разговора, включаться в процесс игры. Например, за 10 лет существования «Больших путешествий "Костра"» «выработался ритуал распределения обязанностей между путешественниками» [2, 26]. У каждого из них есть своя должность: самый главный – Командор, также в команде журналистов есть Бородач, происходит знакомство читателей с Чемпионом.

Не менее важной композиционно - тематической особенностью путешествий является их наглядность. Почти каждое путешествие открывается картой со стрелками и надписями, с указанием — где, как, куда и откуда начали свой очередной маршрут журналисты. Сам принцип подачи материалов о различных городах, интересных людях, живущих в них, отличается в «Больших путешествиях» от учебников географии, истории и подобных материалов в других детских журналах. Нет ощущения назидательности: информация воспринимается легко, благодаря коротким предложениям, образным сравнениям, понятной лексике.

Особое внимание редакция уделяла путешествиям - посвящениям. Например, «Четвёртое Большое путешествие "Костра"» посвящено замечательному детскому писателю А.П. Гайдару. Журналистам - костровцам удалось показать многогранный талант писателя. Причём, в подобных путешествиях нет пересказа. Личность раскрывается через рассказы людей, которые знали Гайдара ещё маленьким мальчиком, через дневниковые записи самого писателя, фотографии, документы, хранящиеся в архивах. Так, костровцы находят людей, которые были лично с ним знакомы. Путешественники отправляются по всем местам, которые дороги писателю и так или иначе связаны с ним: Львов, Арзамас, Краснодар, Пермь, Архангельск, Рязань. На 24 - х страницах путешествия вырисовывается вся жизнь Гайдара с самого детства до зрелости. Все материалы сопровождаются фотографиями писателя, рисунками, даже его любимыми песнями. Тепловоз, на котором путешествуют журналисты, также назван в честь писателя.

Подобные путешествия отличаются жанровым разнообразием. Преобладает жанр репортажа – чувствуется постоянная динамика. Основная цель «короля жанров» создать «эффект присутствия». Соответственно, задача репортёра состоит в том, чтобы максимально ярко, динамично, точно подать то, что происходит вокруг. Репортаж не совсем журнальный жанр, так как между событием и выходом номера иногда проходит от 3 - х и более месяцев. Но в «Больших путешествиях» эта временная разница не ощущается. Читатель вместе с путешественниками садится в их голубой автобус, попадает на прядильную фабрику, наблюдает, как обрабатывают лес на Леспромхозе («Первое Большое путешествие»), отправляется в Астрахань на рыбный комбинат – «в рыбную столицу» («Пятое Большое путешествие»). В этих репортажах время не играет главную роль, на первый план выходит красочность, необычные детали, а также самое важное и интересное для ребёнка — знакомство с миром взрослых. Наряду с репортажем большую смысловую и познавательную нагрузку несёт интервью. Например, костровцы любят составлять портрет человека, интервьюируя близких ему людей, как это было в случае с Гайдаром. Читатель путешествует вместе с костровцами, знакомится с интересными людьми и, что немаловажно, учится размышлять, погружаться в тему разговора, поддерживать её. Ни одно «Большое путешествие» невозможно представить без очерка (путевого, портретного, проблемного). Постепенно «Костёр» приходит к созданию так называемого «очерка - монтажа». «Центром монтажа является небольшой очерк о человеке, которому он посвящён. Всё, что не укладывается в сюжет или усложняет, утяжеляет его — некоторые исторические факты, фотокопии документов, статистические данные, монтируется вокруг основного материала. При этом сохраняется единство замысла, целостность композиционного и художественного оформления» [3, 319]. Все жанровые признаки очерка сохраняются, а монтаж позволяет разнообразить материал, делает его необычным и по - особенному интересным. Очерк - монтаж используется также в путешествиях, посвящённых важным историческим датам (100 - летие со дня рождения Ленина, 50 - летие союза СССР).

Из номера в номер мы видим, как складывается, выстраивается определённая композиция «Больших путешествий». Воспитание толерантного, грамотного, доброго читателя — главная задача не только рассматриваемой нами рубрики, но и журнала в целом. Так, существенной деталью каждого путешествия стал рассказ о простом трудолюбивом человеке, с которого можно и нужно брать пример юному поколению. В «Седьмом большом путешествии» (1969. № 4) появляется целый разворот под названием «Хорошие люди, с которыми мы в путешествии встретились» [7, 14-15]. На двух страницах располагаются небольшие рассказы и шаржи о каждом из героев материалов. Самыми интересными, показывающими силу нравственного духа, являются очерки о женщинах — Зинаиде Григорьевне Демидовой («она на судне почти такая же главная, как капитан») и жительнице села Екатериновки Пелагее Васильевне Котельниковой и её нелёгкой судьбе [7, 9].

На протяжении всех «Больших путешествий» редакция ведёт беседу с читателем, принимая его в свою дружную команду путешественников. Во «Втором Большом путешествии» к журналистам подключается КОСтя ТЁРкин, которого уже трудно назвать вымышленным персонажем. Это появление служит сигналом важного события, поэтому увидеть КОСтю ТЁРкина можно не в каждом путешествии. Он учит юного читателя думать и старается подключить его к поиску неизвестного, но «ужасно интересного», и ему это удаётся.

В 1960 — 1970-е годы в журнале «Костёр» намечается новая тенденция: большое внимание уделяется личности повествователя. В этом отражается одна их основных задач редакции — установление контакта с ребёнком, включение его в диалог, в процесс сотворчества.

«Публицистика и публицист тоже воспитывают ребёнка, стремясь дать ему всестороннюю социальную ориентированность, сделать из сегодняшних мальчишек и девчонок сознательных, убеждённых борцов за коммунизм. Поэтому образ публициста, повествователя имеет очень важное смысловое и художественное значение» [4, 178].

В «Больших путешествиях "Костра"» данный образ становится ключевым. Во-первых, повествование от первого лица, выражение собственных эмоций, мыслей очень важно при общении с юным читателем. Успех любой рубрики заключается в доверии ребёнка, в его участии в ней. Начиная со «Второго большого путешествия», появляется линия повествователя. Она ещё не обозначена чётко, но принимает форму «судового журнала», где, по всей видимости, Командор делает заметки о путешествии: «1 июля. 00 : 14. Входим в Ладожский обходной канал. Это первый канал на нашем пути. *Примечание капитана. Зачёркнуто мною, т.к. Волго - Балтом называется вся система рек, озёр, и каналов от Балтийского моря до Волги» [5, 28].

По нашим наблюдениям, образ повествователя в «Больших путешествиях "Костра"» выражается в двух героях. С одним из них мы знакомы — это вымышленный КОСтя ТЁРкин, но он, как уже было отмечено выше, появляется не в каждом путешествии, а по особой надобности. Главным повествователем, авторское «я» которого проявляется как в публикациях, так и прежде всего в отборе материалов, в их композиции, в художественных деталях, в стиле, является Феликс Нафтульев, он же — Командор. Для нескольких поколений читателей «Костра» Ф. Нафтульев являлся необходимым собеседником: «Они знают его по очеркам и репортажам, по «Большим путешествиям "Костра"» (их совершено 10 и почти во всех он — непременный участник) [4, 180], по ответам на свои письма в редакцию, по многочисленным личным встречам. Если полистать «Костёр» за последние пятнадцать лет, то в материалах (а их наберётся около сотни) Ф. Нафтульева можно найти немало фактов биографического характера, интересных ситуаций, в которых он нередко оказывался, выезжая в командировку по заданию редакции, и даже дружеских шаржей на него. Всё это даёт достаточно полное представление об образе публициста» [4, 180-181].

Командор Нафтульев — главный в команде путешественников. И не только потому, что идея создания «Больших путешествий "Костра"» принадлежала ему. Ф. Нафтульев полностью отдаёт себя любимому делу. На протяжении всех выпусков рубрики ощущается постоянный поиск интересных решений, форм. Начиная с «Шестого путешествия» всё отчётливее становится слышен голос повествователя. Он вспоминает, размышляет, шутит, подбадривает, наставляет, воспитывает юного читателя.

«Шестое большое путешествие» (1968. № 2) посвящено Литве. Именно в этом номере читатели знакомятся с журналистами - путешественниками и их псевдонимами. Традиции, география, культура Литвы даются глазами журналистов - повествователей: Командора, Бородача, Чемпиона, Штурмана, Тёти, Тётиной подруги. Открывается путешествие ностальгией командора о его первой поездке в Литву, будучи маленьким мальчиком. С первых предложений очерка - воспоминания читается искренность повествователя, тонкий юмор и неподдельная честность, открытость: «Когда я был маленьким, я думал, что граница — это высоченная стена, а в ней дырочки, и в дырочки глядят пограничники. Когда потом я прочёл в книжке про Великую Китайскую стену, я даже вздрогнул от радости: какой же я был догадливый!» [6, 45].

Очерки Ф. Нафтульева свидетельствуют о том, что он своеобразный путешественник, ведь ему удаётся не только интересно рассказать о уже существующих достопримечательностях, но и открыть что - то новое, неизвестное читателю. Например, в зарисовке «Праздник» с подзаголовком «Командор восхищается» эмоциональность повествователя никого не может оставить равнодушным. Особенности литовской культуры, традиций Ф. Нафтульев рисует комически: интересно подаёт информацию, пропуская её через себя, свой опыт. Он непринуждённо рассказывает о приезде в пионерский лагерь и о том, как ему там понравилось. Казалось бы, автор использует незамысловатую манеру повествования, но именно в этом и есть прелесть нафтульевского письма. Внимание к деталям, повторы («и прекрасный пионерский обед, которым нас накормили; и то, что председатель совета отряда звучит по-литовски как вождь отряда» [6, 47]), разбавление повествования шуточным диалогом — эти приёмы не дают заскучать юному читателю.

«Шестое большое путешествие» имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается воспоминанием Командора о красоте Куршской косы, Балтийского моря. В одном путешествии Ф. Нафтульев предстаёт перед читателем с разным сторон: то он шутит, подзадоривает читателя, то превращается в чувственного лирика. Под пером автора природа оживает: «песок на косе отменный. Белый, как снег и мелкий, точно мука» [6, 56]. Создаётся впечатление, что у Ф. Нафтульева всё всегда в движении, статики нет и не должно быть, поэтому у него «пески плывут, летят, ползут, текут» [6, 56]. Ф. Нафтульев — наблюдатель, и читателям он старается привить важное качество: умение видеть прекрасное в простом.

В «Седьмом большом путешествии "Костра"» (1969. № 4) журналисты отправляются в Жигулёвскую кругосветку по местам путешествия В.И. Ленина. Самыми примечательными деталями этого выпуска стали различные фотографии как из архивов Ленина, так и сделанные путешественниками.

Очень важной и интересной находкой явилось ведение дневника Командором. Во «Втором большом путешествии» мы упоминали о судовом журнале, в котором записи были короткие и достаточно безэмоциональные. В колонке, располагающейся слева от основного текста, под названием «Наш дневник» Командор также делает различные записи: «страница первая, вступительная», «страница вторая, экскурсионная», но в них просто, занимательно и как всегда с юмором подробно рассказывается о маршрутах, о людях, с которыми познакомились костровцы. Подобная форма ведения дневника в данном объёмном путешествии (24 страницы!) очень удачна. Непонятные моменты поясняются Командором, а репортажный «эффект присутствия» не даёт возможности читателю потерять интерес к путешествию и выключиться из игры.

Существует мнение о том, что детским писателем нельзя сделаться, им нужно родиться. Это утверждение можно смело отнести к Нафтульеву. Необыкновенное родство повествователя с читателем заключается в умении журналиста смотреть на мир глазами ребёнка, в его детской душе и в оптимистичном взгляде на жизнь, полную путешествий, приключений и интересных открытий.

Отдельного внимания заслуживает финал «Седьмого большого путешествия» — размышления Командора с подзаголовком «В последнюю экспедиционную ночь, перед тем как ему предстояло, сложив с себя командорские обязанности, снова стать журналистом Феликсом Нафтульевым» [7, 24]. Необыкновенным лиризмом пропитаны строки этого воспоминания о детстве, о пионерских лагерях. Мы уже, казалось бы, привыкли видеть Командора — Нафтульева находчивым автором, умеющим простую ситуацию преподать с юмором. Однако в этом ностальгическом очерке читается другой Командор — слегка тоскующий, мечтательный, философский. Доверить читателю свои мысли возможно лишь в том случае, когда автор считает его своим другом. Не остаётся сомнений, что за 7 выпусков «Больших путешествий» костровцы уже сформировали своего читателя — сообразительного, интересующегося, активного, такого, с которым можно поделиться своими размышлениями. С момента появления этого материала в журнале прошло 46 лет, а то, о чём пишет Ф. Нафтульев актуально и сегодня:

«Человек не замечает, как изменяется. Ему всё чудится, что он такой же, как пять лет назад. Но вот однажды, взбираясь в гору в туристской цепочке, человек ощутит укол в сердце. И вытрет пот со лба. И вспомнит, что совсем, кажется, недавно удивлялся, почему это мама, идя по лестнице, отдыхает на каждой площадке. И тогда человек задумается над тем, сколько времени он существует. И почти всегда выходит, что он слишком долго готовился жить. <…> Детство — не предисловие к жизни: за вашими плечами остаются пионерские лагеря, куда вы не вернётесь, соседи по парте, с которыми, может статься, не увидитесь после выпускного бала, тропинки, которые никогда — никогда больше! — не услышат ваших шагов» [7, 24].

Путешествие во взрослый мир — одна из важнейших задач всех «Больших путешествий "Костра"». Журналисты - костровцы дают ребятам возможность не только познакомиться с различными профессиями, но и не боятся говорить на философские и, конечно, нравственные темы: о смысле жизни, выборе пути, уважении к близким людям, умении ценить то, что имеешь. Всё это доказывает искренность, любовь путешественников к тому, чем они занимаются, и подчёркивает уникальность «Больших путешествий», которые никто (после их окончания в 1972 году) не смог повторить.

В заключение стоит сказать о том, что по строгим жанровым канонам «Большие путешествия "Костра"» — это рубрика, но в то же время — важный эксперимент. «Большие путешествия» представляют собой особую форму подачи материала в детском журнале, вбирающую различные жанры, приёмы. Интересно, что эта форма, созданная Ф.Л. Нафтульевым, оказалась уникальной, неповторимой в детской журналистике. За 10 лет существования «Больших путешествий» сформировались общие структурно - композиционные и стилистические признаки, при этом всегда одновременно учитывалась историческая обстановка в стране и сохранялась «устойчивость и преемственность» [8, 423].

«Большие путешествия "Костра"» — пример для современной детской журнальной периодики. Конечно, трудно сопоставлять журналы разных веков — меняется история, меняется читатель, но остаётся потребность в настоящем детском журнале, который не навязчиво поможет юному читателю стать достойным, грамотным, добрым и честным человеком, знающим историю своей страны, умеющим любить и ценить жизнь. 

* Статья подготовлена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012—2016 годы.

Литература (russian)

  1. Колесова Л.Н. Письма Н.В. Теребинской: из истории русской детской литературы XX в. // Мудрости бо ти имя подадеся…: сборник статей к юбилею профессора Софьи Михайловны Лойтер. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. С. 111 -112.

  2. Колесова Л.Н. «Костёр». Публицистика. 70-е годы … // О литературе для детей – Л.: «Детская литература», 1975. С. 26.

  3. Колесова Л.Н. Детские журналы России. XX век / Л.Н. Колесова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 319.

  4. Колесова Л.Н. Образ повествователя в современной детской публицистике (по журналам «Пионер» и «Костёр»): Художественный образ и историческое сознание // Межвузовский сборник / И.В Лупанова, М.М. Гин, Л.В. Павлов. – Петрозаводск, 1974. С. 178.

  5. «Второе Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1963. № 9. – С. 24.

  6. «Шестое Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1968. № 2. – С. 45.

  7. «Седьмое Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1969. № 4. – С. 24.

  8. Богданов Н.Г. Вяземский Б.А. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1961. – 671 с.




Просмотров: 1072; Скачиваний: 1;