Введите ключевые слова и фразы (в том числе имя автора), разделяя их запятой без пробелов. Слова во фразах разделяйте пробелами. Пример поискового запроса: гимнография,пасхальный канон,ирмос.
Плюснина А. П. ОНЛАЙНОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КАРЕЛИИ: 2018 // Филологические исследования. 2019. Т. 9, URL: http://academy.petrsu.ru/journal/article.php?id=3502. DOI: 10.15393/j100.art.2019.3502


Филологические исследования


УДК 621.397.12.070

ОНЛАЙНОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КАРЕЛИИ: 2018

Плюснина
   Александра Павловна
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПетрГУ),
Ключевые слова:
онлайновая журналистика
средства массовой информации
Карелия
новостная журналистика
квазижанр
Аннотация: Автором статьи рассматриваются материалы основных средств массовой информации Республики Карелии. В статье анализируются процессы филиации информации в прессе. Устанавливается, что в условиях конкуренции и информационного голода средства массовой информации часто прибегают к заимствованиям. Автором предложена типология средств массовой информации. На основе проделанной работы автором составляется логическое умозаключение об особенностях онлайновой прессы республики: преобладание информационных жанров, высокая конкуренция, квазижанры.

Текст статьи

Печатные СМИ не успевают за современным темпом жизни: информация теряет актуальность раньше, чем номер газеты подготавливается к выпуску. По данным статистики, бумажные издания перестают продаваться и окупаться, так как читатель не готов тратить время на вчерашние новости. Чтобы сохранить оперативность, СМИ уходят в Интернет.

А. А. Антонов-Овсеенко приходит к следующему выводу: “Однако разумеется, что классические СМИ в том виде, в котором они возникли и существовали изначально, вечно сохраняться не будут. И проблемы экономики (и экономии прежде всего) сыграют в этом не последнюю роль: выпуск ежедневных газет и журналов с каждым годом становится все более затратным, и, когда уменьшится спрос на периодику со стороны тех, кто привык к ней с самого детства (в результате естественной убыли этой категории населения), печатные издания отойдут, вместе со своими потребителями, в почетное прошлое человечества. Но при этом абсолютно все печатные в прошлом издания получают сегодня шанс сохраниться в мировой сети, и многим из них это блестяще удается.” [1, 154]

Онлайновая журналистика имеет свою специфику, более свободный характер повествования и жанрообразования. Журналистам приходится адаптировать традиционные жанры, что ведет к динамичности способов подачи материала. Это подтверждают исследования Е. В. Гориной и Э. А. Лазаревой: “Передовые технологии, развитие Интернета и увеличение числа его пользователей приводит к тому, что знакомые формы произведений, размещенных в Интернете, приобретают новые свойства, становятся особым типом сообщений. “ [4, 49]

В настоящий момент литературные и журналистские процессы, отражающие жизнь общества, прослеживаются исключительно в онлайновых формах. Поэтому так важно изучать особенности содержания, форм и характера сетевой деятельности СМИ. Подобные исследования известны, но на материале СМИ нашей республики еще не проводились.

В нашем исследовании проанализированы жанровая и содержательная специфика карельских Интернет-изданий. Нами предложена оригинальная типология Интернет-СМИ республики.

На основе официальной статистики управления роскомнадзора по Республике Карелии мы составили список аккредитованных СМИ региона, в который вошли 55 Интернет-изданий. Всего было проанализировано 200 материалов, принадлежащих семи изданиям (“Петрозаводск говорит”, “Столица на Онего”, “Губернiя Daily”, “Руна”, информационное агентство “Республика”, “КарелИнформ”, “Аргументы и Факты. Карелия”).

Из 200 материалов 193 (96,5%) можно отнести к жанру новости. Это небольшие информационные публикации без указания авторства. “Аргументы и Факты. Карелия”, “Карелинформ” и “Губернiя Daily”. публиковали только такие материалы. Как пишет Е. В. Беленко “В оперативных интернет-СМИ новость, заметка о событии, редко выступает отдельным объектом предъявления аудитории. Новость, репортаж хоть и представляют внутреннюю цельность, но не представляют завершенности, вернее, они являют собой фиктивную завершенность, готовую в любой момент разорваться очередным уточнением, комментарием или гиперссылкой. Таким образом, сообщение получается встроенным в цепь сообщений о развитии события и представляет собой лишь один из элементов продолжительного сюжета, цепочка заметок в котором создает сериальную структуру, в которой новость – это всего лишь серия, которая, несмотря на драматическую цельность, предполагает продолжение в следующих сериях.” [3, 61]

На основе этих материалов  проводилось дальнейшее исследование, в частности  анализ содержательных особенности публикаций СМИ. Мы разделили их на 5 тематических групп: новостные, культурно-ориентированные, рекламно-развлекательные, специализированные и смешанные.
 К Новостным СМИ относятся информационные ресурсы, специализирующиеся в основном на жанре новости. Это новостные ленты и агрегаторы. В Карелии данная группа обширна. К ней можно отнести 17 ресурсов, среди них “Столица на Онего”, “Карелинформ”, “Аргументы и факты. Карелия” и другие.

В группу культурно-ориентированных СМИ вошли 3 ресурса, освещающих события и явления, связанные с культурой и искусством. Это  Интернет-журнал “Лицей”, журнал “Север” и портал “Открытая Карелия”.

Третья группа — рекламные и развлекательные ресурсы. Их 6.  Публикуемые на таких площадках материалы не являются общественно-важными. Их цель — развлекать и зарабатывать на рекламе, а не просвещать или информировать.

Среди карельских СМИ можно выделить 10 специализированных ресурсов. Их тематика и общая направленность ограничены специализацией ресурса: “Бизнес-инфо” пишет только об экономике и предпринимательстве, “Карельский спорт” — о спорте, газета “Петрозаводский университет” — об университетской жизни и так далее.

Последняя группа — смешанные ресурсы. Они в разной степени совмещают в себе информационные, культурно-ориентированные и рекламно-развлекательные, а в некоторых случаях даже специализированные материалы. В общей массе всех Интернет-СМИ они преобладают, но в Карелии уступают первенство информационным ресурсам. К ним относятся 13 СМИ. В их числе  “Губернiя Daily”,  “Черника”, ”Петрозаводск говорит”,  7x7 Республика Карелия, “Руна”.

В современном информационном пространстве Карелии господствует новость. Новость — один из самых стабильных жанров. Новости, напечатанные в российских газетах XVIII века, по форме и содержанию похожи на современные. Это можно объяснить тем, что их цель — информирование, a в современном обществе информация стала более востребованной.

Для современных новостных материалов характерны проявления других жанров: интервью (комментарий эксперта или свидетеля события) и репортажа (реплики, описание). “Функционирование текста в Сети также подчиняется определённой специфике. В первую очередь претерпевает изменения язык, который сочетает в себе черты как письменной, так и устной речи. Кроме этого трансформируется и жанровая система: видоизменяются традиционные жанры из других видов СМИ, а также создаются принципиально новые.” — пишет А. О. Чаплыгина о расплывающихся границах жанров [8, 304].

Говоря о жанровой специфике карельской онлайновой журналистики, опираясь на ее современное состояние, анализ материалов СМИ и специальную литературу, можно выделить следующие региональные особенности:

  1. Преобладание малых информационных жанров новость, новостная заметка, комментарий.
  2. Квазижанровость
  3. Преобладание событийных репортажей
  4. Преобладание информационных и оперативных интервью

Одной из особенностей карельских онлайновых СМИ является недостаток инфоповодов, информативный голод и, как следствие, филиация однообразной информации. Ярким примером этого явления можно считать то, как карельские СМИ осветили недавние трагические события, связанные c убийствами девушек.

 Количество материалов по этой теме в период за осень 2018 года от ресурса к ресурсу колеблется. Больше всего (39) публикаций осуществила “Руна”, меньше всего (15)  — “АиФ”.

Новости на каждом ресурсе поданы по-разному. “Петрозаводск говорит”, “Столица на Онего”, “Карелинформ”, “Республика” используют схему: заголовок, лид, дополнение. Лиды  —  подзаголовок;  первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста), идущие сразу после заголовка.  В материалах “Губернии” лид отсутствует, на “Руне” используется в качестве заголовка (заголовок-лид: “Подозреваемый в убийстве петрозаводчанки в парке попал в объективы камер” ). Авторы “АиФ” первым абзацем после заголовка делают комментарий или дополнение к нему (заголовок: “Горожане помогли поймать убийцу”; первый абзац: “Губернатор предложил их поощрать”).

 Все СМИ, кроме “Столицы” начали событийный ряд с подтвержденного факта убийства. “Столица” же опубликовала новость о появившихся в социальных сетях слухах о нём. “Столица” и “Республика” на фоне трагедии также писали о недостаточной освещенности города как об одной из возможных причин.

О задержании и последующем допросе, суде и приговоре все ресурсы писали примерно одинаково. Третья жертва маньяка тоже была упомянута во всех исследуемых СМИ. “АиФ”, “Карелинформ” и “Губерния” не делали отдельной новости из комментария губернатора, а “Столица” сделала целых две: его требование разобраться в причинах и комментарии относительно третьей жертвы. “Птз говорит” и “Руна” опубликовали заявление мэра. “Столица” обвиняла Следственный комитет в молчании.

Уже после задержания и ареста, когда паника начала спадать, СМИ, кроме “Карелинформ” и “АиФ”, переключили внимание на деятельность полицейских. По словам матери первой жертвы, распространяемых информационными ресурсами, полицейские имели возможность задержать преступника до убийств, но не стали этого делать. Новая информация о третьей жертве, видео допроса и следственного эксперимента, а также таксист, рассказавший о поездке с убийцей, немного развеяли недовольство работой следственных органов.

Все ресурсы, кроме “АиФ” опубликовали отдельной новостью факт того, что о трагических событиях в Петрозаводске выпустили сюжет на федеральном телевидении.

В четырех СМИ помимо новостей публиковались авторские материалы других жанров. Крупные материалы публиковались не сразу, как это происходит с новостями, а через некоторое время.

Ещё одной особенностью карельских СМИ является борьба за аудиторию и информацию: новостных ресурсов много, a инфоповоды ограничены. Поэтому СМИ прибегают к заимствованию материалов друг y друга c помощью рерайта.

Чтобы опубликовать материал редакция может отправить на место события корреспондента, использовать информацию из официальных источников, например пресс-релизов, или позаимствовать сведения y других СМИ. В Карелии практикуются все три подхода, но на примере конкретных трагических событий видно, что в новостной журналистике третий преобладает.

Как же происходит филиация информации? Мы можем рассмотреть этот процесс на конкретном примере того, как карельские СМИ освещали этот инцидент. В информационном пространстве появляется инфоповод — совершенное преступление.

Редакция портала “Петрозаводск говорит” отправляет корреспондента на место преступления. Тот делает фотографии и общается c очевидцами. На основе этой информации в день события публикуется новость об убийстве девушки — “ДЕВУШКУ УБИЛИ ВОЗЛЕ ОБЩЕЖИТИЯ МЕДКОЛЛЕДЖА В ПЕТРОЗАВОДСКЕ (ФОТО)”.  Наиболее оперативные конкурирующие СМИ через некоторое время публикуют новостные материалы на основе этого: добавляют комментарии вовлеченных лиц, детали, или же просто изменяют исходный текст, например, материал Руны “В Петрозаводске около общежития медколледжа убили студентку”. Расширенные материалы идут дальше: к следующим СМИ. Новость обрастает новыми подробностями. Этот процесс описывает Н. К. Сюндюков: “На практике это происходит следующим образом: некий рядовой потребитель оказывается в центре важного события. Он сообщает о нем (пишет твит (запись, публикуемая пользователем в его твиттере), добавляет фото в Инстаграмм). Если событие действительно важное, то этот твит/фото тут же облетает сеть, доходя непосредственно до СМИ; на основе сообщения потребителя публикуется свежий материал на официальном сайте.” [6, 187]. Как правило, чем длиннее цепочка заимствований — тем труднее найти первоначальный текст.

Говоря о специфике региона, можно выделить следующие особенности карельских СМИ:

  1. В карельских онлайновых СМИ информационные жанры преобладают над аналитическими и художественно-публицистическими. При этом другие жанры не исчезли совсем и продолжают появляться в СМИ, хоть и в меньшем объеме.
  2. Недостаточное количество инфоповодов при избытке СМИ и, как следствие, обилие интертекста и рерайта
  3. Публикации материалов, подготовленных федеральными СМИ
  4. Большая часть источников — официальные ведомства, представители власти и материалы других СМИ.

Литература (russian)

  1. Антонов-Овсеенко, А. А. О конкуренции информационных ресурсов мировой сети с классическими сми и “конце” эпохи Гутенберга/ А.А Антонов-Овсеенко// Вестник Тверского Государственного университета. Серия: филология. — 2016. — №1. — С. 151-155
  2. Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206
  3. Беленко, В. Е. Принципы сюжетообразования в Интернет-журналистике/ В. Е. Беленко// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. — 2011 . — том 10. — №6. — С.61-66
  4. Горина, Е. В. Интернет-издание как текстовой феномен/ Е. В. Горина, Э. А. Лазарева// Лингвокультурология. — 2009. — №3. — С. 48-61
  5. Лободенко, Л. К. Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов Интернет-СМИ региона/ Л. К. Лободенко// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. — 2016. — №1. — С. 32-37
  6. Сюндюков, Н. К. Интернет-СМИ и особенности их функционирования/ Н. К. Сюндюков// Управленческое консультирование. — 2014. — №12(72). — С. 180-191
  7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Журналистика" и специальности подготовки дипломированных специалистов "Журналистика" / А. А. Тертычный. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 320 с
  8. Чаплыгина, А. О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных Интернет-СМИ/ А. О. Чаплыгина// Медиасреда. — 2017. — №12. — С. 302-306

Литература (english)

  1. Antonov-Ovseenko, A. A. O konkurencii informacionnyh resursov mirovoj seti s klassicheskimi smi i “konce” epohi Gutenberga/ A.A Antonov-Ovseenko// Vestnik Tverskogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya: filologiya. — 2016. — №1. — S. 151-155
  2. Bahtin M.M. Sobr. soch. – M.: Russkie slovari, 1996. – T.5: Raboty 1940-1960 gg. – S.159-206
  3. Belenko, V. E. Principy syuzhetoobrazovaniya v Internet-zhurnalistike/ V. E. Belenko// Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya, filologiya. — 2011 . — tom 10. — №6. — S.61-66
  4. Gorina, E. V. Internet-izdanie kak tekstoviy fenomen/ E. V. Gorina, E. A. Lazareva// Lingvokulturologia. — 2009. — №3. — S. 48-61
  5. Lobodenko, L. K. Leksiko-stilisticheskie osobennosti informacionnyh zhanrov mediatekstov Internet-SMI regiona/ L. K. Lobodenko// Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. — 2016. — №1. — S. 32-37
  6. Syundyukov, N. K. Internet-SMI i osobennosti ih funkcionirovaniya/ N. K. Syundyukov// Upravlencheskoe konsul'tirovanie. — 2014. — №12(72). — S. 180-191
  7. Tertychnyj, A. A. ZHanry periodicheskoj pechati : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki bakalavrov i magistrov "ZHurnalistika" i special'nosti podgotovki diplomirovannyh specialistov "ZHurnalistika" / A. A. Tertychnyj. - Izd. 4-e, ispr. i dop. - Moskva : Aspekt Press, 2011. - 320 s
  8. Chapligina, A. O. Osobennosti transformarcii tradicionnih informacionnih janrov jurnalistiki v federal`nih Internet-SMI/ A.O. Chapligina// Mediasreda. —  2017. — №12. — S. 302-306



Просмотров: 103;