Gavrilova P. “MEN'S IMAGES IN THE CYCLE OF TALES "EVENINGS ON A FARM CLOSE DIKANKA" N.V. GOGOL”, Филологические исследования. 14, (2021): DOI: 10.15393/j100.art.2021.3882


THE PHILOLOGICAL RESEARCH


MEN'S IMAGES IN THE CYCLE OF TALES "EVENINGS ON A FARM CLOSE DIKANKA" N.V. GOGOL

Gavrilova
   Polina Michailovna
Petrozavodsk State University
Key words:
N.V. Gogol
early work
gender studies
male images
a cycle of stories "Evenings on a Farm near Dikanka."
Summary: The work is devoted to the analysis of male images in the cycle of stories "Evenings on a Farm near Dikanka". The author puts forward a hypothesis about the non-random choice of male protagonists. In addition, the author proves the assumption that some of the stories are connected with the European romantic tradition. In this regard, the comparative - historical method and gender approach are used as the main methods. The relevance of the work lies in the consideration of the Orthodox aspect in the analysis of stories. On the basis of the study, it can be concluded that it is the male characters that are the carriers of the main features for the disclosure of the plot. Also, the author of the article provides his own classification of heroes


Текст статьи

К работе над сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь приступил в 1829 году. Несмотря на то, что творческая атмосфера и работа в чиновно-бюрократических кругах помогла писателю понять жизнь простого петербургского народа, Н. В. Гоголь тосковал по Родине — Украине, которую видел источником образного и фольклорного богатства. В итоге, все эти душевные поиски и бытовые трудности жизни  отразилось в данном цикле.

Н. Л. Степанов в труде «Н. В. Гоголь: Творческий путь» отмечал, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писателю удалось объединить красочность описаний крестьянского быта и жизнерадостный юмор с «тонкой» иронией, с помощью которой Н. В. Гоголь высмеивает пороки деревенских богатеев. Отказавшись от бурлескного изображения жизни, писатель старался описать  действительность и создать яркие образы. В то же время, Н. В. Гоголь хотел показать народ не подчиняющимся и безропотным, а гордым «и свободным в его внутренней красоте, в его жизнеутверждающем начале» [14, 64]. И именно фольклор стал «инструментом», позволившим не только воплотить этот замысел, но и раскрыть национальный характер.

Делая упор на психологическую сторону вопроса, Е. Ю. Коржова в работе «Психологические аспекты творчества Н. В. Гоголя» пишет, что у писателя сложилась оригинальная «концепция развития личности от «внешнего» к «внутреннему» человеку»» [9, 8], соотносимая с этапами творчества и с этапами его собственного становления. Таким образом, можно сделать вывод, что богатые внешние характеристики героев в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — первое звено в осмыслении, точнее, попытке осмысления того, что есть «человеческая душа», из чего она состоит. Присваивая «говорящие» имена и фамилии персонажам, при этом наделяя их особыми характеристиками, Н. В. Гоголь стремился через внешние атрибуты проникнуть во «внутреннее».

Е. П. Березкина, рассуждая на данную тему, отмечает интересную деталь: лишь во второй половине 19 века характер женских образов становится более «широким», «полным» и «динамичным» [2, 117]. Эту точку зрения поддерживает и Т. Е. Агафонова, подчеркивая, что традиционная патриархальная модель общества оставляет именно за мужчинами сферу широкого социального взаимодействия, профессиональную самореализацию. И на основании данного суждения исследовательница вводит понятие «канон твердости» [1, 92], объединяя в нем все те качества (например, инициативность, склонность к риску, агрессивность, строгость, сдержанность, рациональность, ответственность), которые необходимы мужчине для достижения вышеописанных целей. Причем, Т. Е. Агафонова дополняет: герои — крестьяне «обладают б льшей цельностью (к таким «цельным» личностям она относит и героев раннего творчества Гоголя), чем дворянские» [1, 95].

В своей работе, посвященной творчеству писателя, Е. Е. Завьялова продолжает разработку идеи предыдущих исследовательниц – она также подмечает, что «чертыхаются» в произведениях Н. В. Гоголя в большинстве случаев персонажи мужчины. По мнению исследовательницы это связано со стереотипами мужественности: они предопределяют не только модель поведения героев – мужчин, «но и их речевые характеристики» [8, 52]. На это же обращает внимание и И. А. Попова-Бондаренко, объяснив это б льшей возможностью подверженности таких героев «воздействию сатанинской силы»[13, 174]. Получается, можно выдвинуть гипотезу — большое  количество мужских персонажей (по сравнению с женскими) у Н. В. Гоголя не случайно. Помимо этого, если проследить динамику развития героев разных полов, то можно заметить, что девушки, зачастую, сохраняют похожие характерные черты. А вот мужские образы претерпевают изменения.

В повести «Сорочинская ярмарка» выделяются несколько главных персонажей: Солопий Черевик, парубок Грицько, Цыбуля, попович Афанасий Иванович (любовник Хиври) и цыган.

Как отмечает Р. Г. Назиров, основа повести лежит фольклорно-комедийный сюжет украинского кукольного вертепа, о чем свидетельствует некоторая схематизация образов и  комизм. Однако сцена свадьбы на ярмарке перекликается с жанром бытовой комедии, так как происходит неожиданно и даже кажется неправильной. Ю. Манн связывает это с установкой  «отступления от правил», то есть временем, «в которое отменяется принятый тип людских связей, возникает новый мир отношений — мир, отступающий от социальных и моральных правил» [10, 13]. И. А Виноградов дополняет данное суждение: исследователь объясняет происходящее «темой преступления христианских заповедей ради пустых, продиктованных тщеславием и гордостью светских приличий или же нарушения заповедей ради плотских, греховных удовольствий»[3, 21-22]. В итоге, анализируя поведение главных героев-мужчин, Р. Г. Назиров приходит к выводу: «двое (попович и кум Цыбуля) остаются на фольклорном, «кукольном» уровне, а цыган поднимается до уровня высокого романтизма – вернее, соприкасается с ним» [11, 1290].

Повесть «Майская ночь, или утопленница» отличается особым описанием окружающего мира. В этой истории народная мифология становится значимым элементом повести – записка обладает способностью к метаморфозам, что приводит к разрешению сюжетного конфликта. Несмотря на схематизм характеров некоторых героев (Каленик, Голова, писарь), Г. А. Гуковский определяет главного героя Левко как персонажа из европейского «волшебного» романа, причем все эти особенности проявляются в «органичной для этого среде» (волшебное сновидение) [7, 36]. Также, новаторским образом является винокур, так как он обладает ««развитой социальной характерностью» — он радуется пьянству людей, как Чичиков будет радоваться повальным болезням» [11, 1290].

Повести «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» строятся вокруг одного главного героя — деда рассказчика. В отличие от предыдущих повестей, в этих историях действующее лицо — не сказочный герой, а реальный для того окружающего мира человек, со своими бытовыми проблемами. Именно поэтому в характере персонажа нет схематизма.

В «Заколдованном месте», помимо деда, присутствуют и другие герои мужского пола — чумаки и внуки главного героя. Дед Максим дружит с торговцами, и поэтому при встрече он угощает гостей дынями со своей бахчи, рассказывает новости и вспоминает былое.

Внуки же на самом деле любят своего родственника. Сам рассказчик, являясь внуком деда Максима, с радостью и счастьем вспоминает детские годы, проведенные с родным. Но стоит отметить, что в отличие от «Пропавшей грамоты», где дед – образ более негативный и подверженный порокам, дед Максим не только «идеализированный исторический тип, противопоставленный в своей дерзкой предприимчивости его измельчавшим потомкам» [11, 1290], но и носитель тех черт, что должно перенять молодое поколение для счастливого будущего украинского народа. В том числе, и православия: «И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту.— И не думайте! — говорил он часто нам, — все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет».[5, 132-139]

В «Пропавшей грамоте» рассказчиком так же становится внук главного героя, дьячок Фома Григорьевич. Согласно истории, его дед  вынужден совершить путешествие в Ад, чтобы вернуть грамоту, которую потерял. Но Е. О. Третьякова считает, что возвращение документа носит иносказательный характер — это «попытка вернуть грамоту с целью возвращения казацкой чести»[15, 71]. Действительно, Фома Григорьевич не раз вспоминает время, когда существовали отважные и храбрые казаки, что отстаивали православную веру: «Нет, прошло времячко: не увидать больше запорожцев!» [5, 55-62] . Сейчас же, по мнению рассказчика, они сами стали частью той «нечистой силы», против которой когда-то боролись (и ярмарка становится тем местом, где активно проявляется греховная натура запорожцев, один из которых признается в продаже души Дьяволу).

Примечателен и финал повести: несмотря на благополучное разрешение ситуации, достигнутое с помощью перекрещивания карт православным «крестом», темные силы, все еще оставаясь недифференцированной толпой,  постоянно напоминают о себе: «И, видно, уже в наказание, что не спохватился, тотчас после того, освятить хату, бабе ровно через каждый год, и именно в то самое время, делалось такое диво, что танцуется, бывало, да и только. За что ни примется, ноги затевают свое, и вот, так и дергает пуститься в присядку» [5, 62].

Таким образом, герои  истории становятся показателем потери «духовной грамотности» [17, 29], что ведет к неосознанному, в полной мере,  исполнению народных традиций и абсолютной утрате культурной  памяти.

Повесть «Ночь перед Рождеством» является самой красочной в цикле. Именно здесь происходит самое явное пересечение фантастического (хутор, где жил Вакула) и реального (дворец царицы) миров. Главный герой — кузнец Вакула — отражает б льшую часть черт, описанных в «каноне твердости»: он сильный и независимый (перед богатыми казаками), находчивый (перед нечистой силой) и смелый (встреча с царицей) авантюрист, объединяющий в себе ум и наивность. Как и Левко, характеристики молодого кузнеца схожи с героями европейского романа, а любовники Солохи, а также Пацюк, ткач и кум остаются на уровне кукольной комедии. Особенно интересно себя черт: он ругается с кузнецом из-за церковной росписи, как «обыватель с соседом из-за позорящей клички» [11, 1291].

Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» больше всех других повестей отвечает канонам  романтизма. Тема «нечистого богатства» и мистических событий характерна для романтической традиции (например, Р. Г. Назиров отмечает сходство сцены убийства Ивася и  жертвоприношения маленькой девочки  из новеллы Людвига Тика «Любовные чары»). Но стоит отметить, что фольклорные мотивы неразрывно связаны с европейским «началом»: Батрак Петро Безродный хорош собой (как это бывает в фольклорных произведениях), его хозяин Корж — второстепенный герой (как Чуб в «Ночи перед Рождеством»), маленький Ивась выступает в роли  эпизодического образа. В итоге, происходит замещение традиционно – главного героя на другого персонажа — Дьявола. Но это уже не комический черт, как в «Ночи перед Рождеством», а Сатана, описанный в европейской литературе (Мефистофель из «Фауста»).  Вдобавок, в повести присутствует традиционная сделка с нечистой силой, что приводит Петруся к преступлению и гибели.

Дополнительный трагизм произведения достигается путём введения темы социального неравенства – юноша просит денег, чтобы купить согласие Коржа на брак с его дочерью. Также, в последствие, батрак меняет свою фамилию на «Чартков», что является отражением концепции «внутреннее» через «внешнее».

Главных героев повести «Страшная месть» немного: Данило Бурульбаш, колдун, Есаул Горобець и Святой схимник.

Данило Бурульбаш отличается от главных героев других повестей «Вечеров …»: он не соприкасается с бытовой стороной жизни (как это было в случае деда Максима), «он героичен в точном смысле слова» [11, 1293]. Если провести параллель между европейской романтической традицией и образом Буральбаша, то характер данного героя схож с образом рыцаря, и тогда Есаул Горобець будет выполнять роль типичного помощника — друга главного героя (например, Гамлет и Горацио).

Антагонистом Данило выступает колдун, обладающий большими знаниями в области чёрной магии и являющийся отступником от православной веры (в отличие от Бурульбаша, поддерживающего православие). Образ и действия этого персонажа В. В. Гиппиус также относит именно к особенностям европейского романа [4, 68]. Однако, род колдуна в «Страшной мести» навсегда останется связан с совершенными им преступлениями, оставшимися без отмщения или отмаливания.

Особым персонажем в повести становится Святой схимник: «Одиноко сидел в своей пещере перед лампадою схимник и не сводил очей с святой книги. Уже много лет, как он затворился в своей пещере…» [5, 91-116].  Образ схимника проявляет грешную натуру колдуна, сильно контрастируя с ним. Именно поэтому происходит убийство Святого — схимник, понимая всю силу грехов колдуна, отказывается отмаливать их, и тогда чернокнижник лишает его жизни.

Таким образом, некоторые исследователи (в том числе и Р. Г. Назиров) предлагают относить «Страшную месть» к жанру готического романа, а героев – носителями, характерных этому жанру, черт. Но А. В. Чоботько считает важным также учитывать религиозный аспект в анализе повести и выделяет «ключевые  события, связанные с образом Бога и святой силы: 1) вставание мертвецов из своих могил, как результат удовлетворенного Богом желания Ивана; 2) сила святых икон, способная изничтожить злые замыслы колдуна (на свадьбе у сына есаула Горобца); 3) сила стен, построенных святым схимником и не дающих возможности колдуну пройти сквозь них; 4) возможность, данная Богом богатырю преодолевать пространство по воздуху; 5) наказание, данное Богом Ивану за чрезмерно суровую казнь, которую он придумал для Петра и его рода; 6) улыбка коня как очередное предупреждение колдуну; 7) "покраснение" букв в книге святого схимника; 8) жизнь колдуна после его физической смерти; 9) жизнь мертвецов из рода Петра». [16, 48].

Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тётушка» сильно отличается от всех предыдущих повестей. Не только противоречивые характеристики главного героя, но и сама структура произведения вызывает вопросы у многих исследователей.

Гоголь дает своему персонажу наиболее употребительные русские имена (Иван и Федор), трансформируя их в имя и фамилию. Анализируя связь имени в соответствии с  культурно–национальной традицией, С. А. Гончаров приходит к выводу, что  имя «Иван» в тексте следует трактовать как имя «Адам» («человек, сотворенный Богом»). Это поддерживается отчеством «Федорович» («Божий дар»), указывающим от кого произошел Иван. Также, выбор отчества персонажа поддерживается сюжетно: кто отец главного героя доподлинно неизвестно, так как мать Ивана часто встречалась с соседом в то время, пока отца Шпоньки не было дома. И, получается, «в этом контексте Иван действительно явился на свет как «Божий дар»» [6, 7].  

Обычный мир предстает для Шпоньки в качестве «чужого» и в нем для Ивана нет места.  Все вокруг  строится по принципу исключающего его из социума: в каждой из сфер своей деятельности Иван приобретает признаки, что ведут к отвержению его от этой сферы (например, в шумном классе Шпонька тих). И со временем всё это приводит к проявлению инфантилизма — он ««молода дытына» и в 38 лет. Т.е. он отчужден не только от социума, но и от собственного возраста и даже пола» [6, 14].

Таким образом, все, что должно было стать «своим» оборачивается «чужим», и в итоге, чувство отчужденности и одиночества у Шпоньки  приобретают тотальный характер. Даже несмотря на успешное «прохождение» каждого предыдущего этапа становления, «пассивность и исполнительность Шпоньки коррелирует с материнской активностью его и садистской властительностью Григория Григорьевича Сторченко - зеркального отрицательного двойника Шпоньки» [6, 22].

Завершающей ступенью формирования Шпоньки (и логичным финалом повести) должна была быть женитьба. Но сама мысль о бракосочетании приводит героя в ужас. Это резко нарушает «смысловое движение, ориентированное и на смену статуса персонажа, и на ликвидацию «недостачи» и восстановление миропорядка»» [6, 20]. М. Г Попова считает это одной из причин открытого финала повести, и определяет окончание истории как «ироническое обыгрывание», «острый вид концовки» [12, 141]. Таким образом, можно сделать вывод, что финал – одно из отражений самого Ивана Федоровича Шпоньки: он такой же, как и герой, неуверенный, невнятный и несамостоятельный.

Как можно заметить, мужские образы становятся ключевыми в повестях из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», и, в зависимости от их происхождения, действий и сюжетных событий, можно привести следующую классификацию: 1) герои, остающиеся на фольклорном уровне: Солопий Черевик, хвастун, влюбленный юноша, поклонники Солохи; 2) романтический тип героев, существующий в сказочном мире: цыган, волшебный герой, сатана в человеческом образе; 3) герои отвечающие традициям готического романа: Левко, каббалист, трагическая жертва, мститель в образе призрака, мертвецы; 4) национально-культурные типы: Данило Бурульбаш, дед Максим, кузнец Вакула; 5) социальные герои: безродный батрак, Голова, винокур, Иван Шпонька, схимник. Дополнительно стоит отметить, что особыми становятся персонажи из «Майская ночь…», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», так как главные герои историй обладают фольклорными чертами и характерными для романтической европейской традиции особенностями.

Итак,  в начале 20 века литературная традиция, все еще, закрепляет именно за мужчинами «широкий» круг возможностей: персонажи мужского пола во многих произведениях становятся ключевыми, выполняют главенствующую роль в развитии и формировании сюжета. В числе таких произведений и цикл повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Почти все главные герои–мужчины имеют различное происхождение и, за исключением Ивана Шпоньки, обладают чертами, входящими в «канон твердости», описанными Т. Е. Агафоновой. Особым аспектом в анализе характеров выступила приверженность того или иного героя православной вере, которая оказалась не только сюжетно-важной деталью, но и стала способом реализовать контекстуальную контрастность характеров.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — сборник самобытных и целостных повестей, объединённых в цикл. В этом единстве раскрывается колорит и украинского славянского фольклора, и  кукольного вертепа, и исторических песен. Благодаря тонкому чувству юмора Н. В. Гоголя, его знаменитой иронии, все повести органично сочетаются друг с другом, а герои (в частности, персонажи мужского пола), наделенные особыми чертами, оттеняют включения черт западной волшебной повести, готического и исторического романа, и новеллы.

Литература (russian)

  1. Агафонова Т. Е. Гендерная социализация через изучение литературы в школе / Т. Е. Агафонова // Научно – педагогическое обозрение. – Нижний Новгород, 2019. — № 27. – С. 90 – 98.
  2. Березкина Е.П.. Художественное воплощение гендерной оппозиции феминность/маскулинность в русской литературе второй половины XIX в. / Е. П. Березкина // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 10. — С. 116 – 121.
  3. Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания / И. А. Виноградов. — М.: Наследие, 2000.— 448 с.
  4. Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. В 1 т. Т. 1 / В. В. Гиппиус. — Л.: Наука, 1966. – 348 с.
  5. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н. В. Гоголь // Полное собрание сочинений: в 9 т. — М.: Русская книга, 1994. — Т. 1. – 496 с.
  6. Гончаров С. А. Неопределенность текста/смысла и определенность интерпретации: (Тайна «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки») / С. А. Гончаров // Культура и текст. – Барнаул, 2005. — Т. 3. — С. 3-35.
  7. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. – М — Л.: ГИХЛ, 1959. – 532 с.
  8. Завьялова Е. Е. О чертыханиях гоголевских героев / Е. Е. Завялова // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. – 2014. – Т. 14, № 1. – С. 51–57.
  9. Коржова Е.Ю. Психологические аспекты концепции личности Н.В. Гоголя  / Е. Ю. Коржова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. — Т. 5, № 3.
  10. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. — 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1988. – 413 с.
  11. Назиров Р. Г. Герои раннего Гоголя / Р. Г. Назиров // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19, № 4. – С. 1288 – 1294.
  12. Попова М. Г. Особенности финалов в повествовательной прозе Н.В. Гоголя / М. Г. Попова // Cuadernos de Rusística Española. – Сыктывкар, 2011. — № 7. — С. 137 – 148.
  13. Попова-Бондаренко И. «Гоголевский код» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»  / И. Попова – Бондаренко // Гоголезнавчі студії : збірник наукових праць . – Нежин, 2008. — С. 174– 185
  14. Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь / Н. Л. Степанов. — 2 – е изд. — Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1959. — 608 с.
  15. Третьяков Е.О.Философия и поэтика четырех сти хий в творческой системе Н.В. Гоголя / Е. О. Третьякова; науч. ред. А.С. Янушкевич. – Томск : STT, 2015. – 354 с.
  16. Чоботько А. В. Художественное пространство повести Н. Гоголя «Страшная месть» / А. В. Чоботько // Литература и культура Полесься. Серия Филологические науки. ― Нежин : НДУ им. Н. Гоголя, 2013. ―№ 1 ( 74 ). ― С. 45―53.
  17. Щуков Д. А. Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон / Д. А. Щуков // Филология и лингвистика. — 2020. — № 1 (13). — С. 23-29.

Литература (english)

  1. Agafonova T.E Gender socialization through the study of literature at school / T.E Agafonova // Scientific - pedagogical review. - Nizhny Novgorod, 2019. - No. 27. - P. 90 - 98.
  2. Berezkina E.P. The artistic embodiment of the gender opposition femininity / masculinity in Russian literature of the second half of the 19th century. / E.P Berezkina // Bulletin of the Buryat State University. - 2011. - No. 10. - P. 116 - 121.
  3. Vinogradov I.A Gogol - artist and thinker: Christian foundations of the world outlook / I.A Vinogradov. - M .: Heritage, 2000. - 448 p.
  4. Gippius V. V. From Pushkin to Blok. In 1 t.Vol. 1 / V.V. Gippius. - L .: Nauka, 1966 .- 348 p.
  5. Gogol N. V. Evenings on a farm near Dikanka / N. V. Gogol // Complete works: in 9 volumes - Moscow: Russian book, 1994. - T. 1. - 496 p.
  6. Goncharov S. A. Uncertainty of text / meaning and certainty of interpretation: (The secret of "Ivan Fedorovich Shponka and his aunt") / S. A. Goncharov // Culture and text. - Barnaul, 2005 .- T. 3. - P. 3-35.
  7. Gukovsky G. A. Realism of Gogol / G. A. Gukovsky. - M - L .: GIHL, 1959 .- 532 p.
  8. Zavyalova E.E About the curses of Gogol's heroes / EE Zavyalova // Bulletin of the Saratov University. Series Philology. Journalism. - 2014. - T. 14, No. 1. - P. 51–57.
  9. Korzhova E.Yu. Psychological aspects of the concept of personality N.V. Gogol / E. Yu. Korzhova // Bulletin of Leningrad State University. A.S. Pushkin. - 2011. - T. 5, No. 3.
  10. Mann Yu. V. Poetics of Gogol / Yu. V. Mann. - 2nd ed., Add. - M .: Art. lit., 1988 .- 413 p.
  11. Nazirov R.G Heroes of early Gogol / RG Nazirov // Bulletin of the Bashkir University. - 2014. - T. 19, No. 4. - P. 1288 - 1294.
  12. Popova M.G Features of the finals in the narrative prose of N.V. Gogol / M.G. Popova // Cuadernos de Rusística Española. - Syktyvkar, 2011. - No. 7. - P. 137 - 148.
  13. Popova-Bondarenko I. "Gogol's code" in M. Bulgakov's novel "The Master and Margarita" / I. Popova-Bondarenko // Gogoleznavchі studios: collection of scientific works. - Nezhin, 2008. - P. 174 – 185
  14. Stepanov N. L. N. V. Gogol: Creative way / N. L. Stepanov. - 2nd ed. - Moscow: State. publishing house art. lit., 1959 .- 608 p .
  15. Tretyakov EO Philosophy and poetics of the four elements in the creative system of N.V. Gogol / E.O. Tretyakova; scientific. ed. A.S. Yanushkevich. - Tomsk: STT, 2015 .- 354 p.
  16. Chobotko A. V. Artistic space of N. Gogol's story "Terrible revenge" / A. V. Chobotko // Literature and culture of Polissya. Series Philological Sciences. - Nizhyn: NDU them. N. Gogol, 2013. № 1 (74). – P. 45-53.
  17. Shchukov D. A. Man and the devil in N. V. Gogol's story "The Missing Letter": being in unison / D. A. Shchukov // Philology and linguistics. - 2020. - No. 1 (13). - P. 23-29.



Displays: 1409; Downloads: 1;