Khramtsova P. “Compositional, Thematic and Genre Features of «Bol'shie Puteshestvija"Kostra"»”, Филологические исследования. 2, (2015): DOI: 10.15393/j100.art.2015.2890


THE PHILOLOGICAL RESEARCH


Compositional, Thematic and Genre Features of «Bol'shie Puteshestvija"Kostra"»

Khramtsova
   Polina Sergeevna
Petrozavodsk State University
Key words:
children's journalism
magazine «Koster»
dialogue
the figure of the narrator
compositional
thematic features
genre features
Summary: The article deals with research in the field of children's journalism on the example of one of the best children's magazines of the XX century "Koster". The author shows the peculiarities of communication between the editorial and young readers by analyzing the section «Bol'shie Puteshestvija "Kostra"». The text of the article presents genre and compositional features of this section that prove its innovation and originality of the form. Moreover the object of attention is the specific figure of the narrator in «Bol'shie Puteshestvija" and his role in involving readers into the dialogue. In this study the author concludes that modern travel magazines for children exist, but it is hard to find such an informative and entertaining synthesis, which distinguished «Bol'shie Puteshestvija "Kostra"». As a result, the article shows that this section has existed for 10 years and become an important experiment for the magazine. The researcher also stresses that this form of travel turned out to be unique in children's journalism.


Текст статьи

Детская журналистика является малоисследованной областью. Прежде всего, об этом свидетельствует малое количество авторов, занимающихся изучением детской периодики. Назовем их имена: Л.Н. Колесова, М.И. Алексеева, И.А. Руденко. Кроме того, детский журнал как объект исследования встречается очень редко. Объём анализируемого материала огромен, поэтому на его тщательное исследование, выявление специфики, погружение в изучаемую область уходят годы, а иногда и десятилетия.

Если сравнивать современные детские СМИ с советской периодикой для детей, то можно увидеть, что объём нынешних журналов намного меньше: в основном преобладают игровые материалы, ребёнок не входит в круг «взрослых проблем». В то время, как в советских детских журналах приоритетным направлением являлось воспитание социально активного читателя. Также один из самых важных критериев воспитательной функции детской журналистики – это диалог с юным читателем, умение редакции выслушать ребёнка и помочь ему советом. В этом плане современные детские СМИ опять же уступают советской периодике, где велась колоссальная работа над выработкой стиля, характера подачи материалов, рубрик, в которых редакция учитывала возраст, интересы, пожелания детей. Детский журнал постоянно развивался, искал свой путь.

Мы занимаемся исследованием пионерского журнала «Костёр». Его история началась в 1936 году: журнал пережил войну, затем последовал десятилетний перерыв (с 1946 по 1956), и до сих пор «Костёр» выходит и сохраняет репутацию одного из лучших детских журналов. В предыдущих работах, в которых мы анализировали названное издание, исследование было сосредоточено на рубрике самих детей «Барабан». Нас интересовали письма, присылаемые в редакцию юными читателями и, в частности, проблемные темы, поднимаемые детьми. В данной работе мы занимаемся исследованием рубрики «Большие путешествия "Костра"», которая сыграла важную роль в развитии журнала «Костёр» 1960 — 1970 - х годов. На изучении названной рубрики не останавливался подробно ни один из исследователей детской журналистики.

В данной работе перед нами стояли следующие задачи: выявить специфику и новаторство «Больших путешествий "Костра"», изучив жанровые и композиционно-тематические особенности данной рубрики на примере подачи материалов, выборе тем; исследовать образ повествователя и выявить особенности его связи с юным читателем, показать уникальность «Больших путешествий», их роль в развитии «Костра» и детской журналистики в целом. Актуальность исследования журнала советского периода заключается в том, что он может и должен стать ориентиром для редакционного коллектива современных детских СМИ.

«Большие путешествия "Костра"» – это уникальная рубрика, заложившая прочную основу для развития диалога редакции с юным читателем. «Костёр» 1960 — 1980 - х годов стремился к единству трудового, идейно - политического, нравственного воспитания. Всё это отразилось в новой рубрике не только с интересной воспитательной, но и географо - исторической программой. Наталья Владимировна Теребинская, проработавшая в «Костре» более 40 лет, писала следующее в одном из своих писем: «мысль о путешествиях вообще - то коллективная, родившаяся в период расцвета «Костра». Вообще похоже, что предложение это Нафтульева, подхваченное на редакционном совещании. Это ведь было тогда, когда работали Крестинский, Никольский, так сказать, ''Золотой век'' "Костра"» [1, 111-112]. «Путешествия по родному краю» совершались и ранее, например, в «Пионере» 1930 — 1950 - х годов. Однако «Костёр» не был бы «Костром», не создав что - нибудь оригинальное во всех отношениях.

История «Больших путешествий» началась в 1962 году (№ 12). Путешественники повторили маршрут А.Н. Радищева «Из Петербурга в Москву». Затем почти через год в № 9 за 1963 год они отправились исследовать будущую трассу Волго - Балта, далее путешествуют по Прибалтике, Каспию, Кавказу. Всего десять путешествий успели совершить журналисты - костровцы в период с 1962 (№ 12) по 1972 год (№1 2). Формат путешествий, их география продумывались редакцией тщательно. Не так просто сделать из серьёзного материала интересное открытие для юных читателей, но, бесспорно, костровцам это удавалось. Они не только совершали «кругосветки»: «Каспийская кругосветка» («Пятое Большое путешествие» 1966. № 11), «Ефимовская кругосветка» по местам первых студенческих строительных отрядов («Девятое Большое путешествие» 1971. № 2), но и приурочивали путешествия к важным для страны датам: 100 - летию со дня рождения В.И. Ленина («Восьмое большое путешествие», 1970. № 3, 4), 50 - летию Союза Советских Социалистических республик («Десятое Большое путешествие» 1972. № 1, 2).

«Большие путешествия "Костра"» можно назвать настоящим энциклопедическим приложением: их формат, композиция, особые игровые приёмы, стилистика заметно отличаются от научно - популярных статей в детских журналах. Во - первых, «Большие путешествия» выходили раз в год, и каждый маршрут был посвящён определённой теме. Во - вторых, последующие увеличивались в объёме от 16 до 30 - ти страниц. Ни одно «Большое путешествие» не обходилось без фотографий, дневниковых записей, писем, зарисовок, стихотворений, текстов песен. Кроме того, в каждом из них присутствовали игровые элементы, что позволяло читателю легко погружаться в тему разговора, включаться в процесс игры. Например, за 10 лет существования «Больших путешествий "Костра"» «выработался ритуал распределения обязанностей между путешественниками» [2, 26]. У каждого из них есть своя должность: самый главный – Командор, также в команде журналистов есть Бородач, происходит знакомство читателей с Чемпионом.

Не менее важной композиционно - тематической особенностью путешествий является их наглядность. Почти каждое путешествие открывается картой со стрелками и надписями, с указанием — где, как, куда и откуда начали свой очередной маршрут журналисты. Сам принцип подачи материалов о различных городах, интересных людях, живущих в них, отличается в «Больших путешествиях» от учебников географии, истории и подобных материалов в других детских журналах. Нет ощущения назидательности: информация воспринимается легко, благодаря коротким предложениям, образным сравнениям, понятной лексике.

Особое внимание редакция уделяла путешествиям - посвящениям. Например, «Четвёртое Большое путешествие "Костра"» посвящено замечательному детскому писателю А.П. Гайдару. Журналистам - костровцам удалось показать многогранный талант писателя. Причём, в подобных путешествиях нет пересказа. Личность раскрывается через рассказы людей, которые знали Гайдара ещё маленьким мальчиком, через дневниковые записи самого писателя, фотографии, документы, хранящиеся в архивах. Так, костровцы находят людей, которые были лично с ним знакомы. Путешественники отправляются по всем местам, которые дороги писателю и так или иначе связаны с ним: Львов, Арзамас, Краснодар, Пермь, Архангельск, Рязань. На 24 - х страницах путешествия вырисовывается вся жизнь Гайдара с самого детства до зрелости. Все материалы сопровождаются фотографиями писателя, рисунками, даже его любимыми песнями. Тепловоз, на котором путешествуют журналисты, также назван в честь писателя.

Подобные путешествия отличаются жанровым разнообразием. Преобладает жанр репортажа – чувствуется постоянная динамика. Основная цель «короля жанров» создать «эффект присутствия». Соответственно, задача репортёра состоит в том, чтобы максимально ярко, динамично, точно подать то, что происходит вокруг. Репортаж не совсем журнальный жанр, так как между событием и выходом номера иногда проходит от 3 - х и более месяцев. Но в «Больших путешествиях» эта временная разница не ощущается. Читатель вместе с путешественниками садится в их голубой автобус, попадает на прядильную фабрику, наблюдает, как обрабатывают лес на Леспромхозе («Первое Большое путешествие»), отправляется в Астрахань на рыбный комбинат – «в рыбную столицу» («Пятое Большое путешествие»). В этих репортажах время не играет главную роль, на первый план выходит красочность, необычные детали, а также самое важное и интересное для ребёнка — знакомство с миром взрослых. Наряду с репортажем большую смысловую и познавательную нагрузку несёт интервью. Например, костровцы любят составлять портрет человека, интервьюируя близких ему людей, как это было в случае с Гайдаром. Читатель путешествует вместе с костровцами, знакомится с интересными людьми и, что немаловажно, учится размышлять, погружаться в тему разговора, поддерживать её. Ни одно «Большое путешествие» невозможно представить без очерка (путевого, портретного, проблемного). Постепенно «Костёр» приходит к созданию так называемого «очерка - монтажа». «Центром монтажа является небольшой очерк о человеке, которому он посвящён. Всё, что не укладывается в сюжет или усложняет, утяжеляет его — некоторые исторические факты, фотокопии документов, статистические данные, монтируется вокруг основного материала. При этом сохраняется единство замысла, целостность композиционного и художественного оформления» [3, 319]. Все жанровые признаки очерка сохраняются, а монтаж позволяет разнообразить материал, делает его необычным и по - особенному интересным. Очерк - монтаж используется также в путешествиях, посвящённых важным историческим датам (100 - летие со дня рождения Ленина, 50 - летие союза СССР).

Из номера в номер мы видим, как складывается, выстраивается определённая композиция «Больших путешествий». Воспитание толерантного, грамотного, доброго читателя — главная задача не только рассматриваемой нами рубрики, но и журнала в целом. Так, существенной деталью каждого путешествия стал рассказ о простом трудолюбивом человеке, с которого можно и нужно брать пример юному поколению. В «Седьмом большом путешествии» (1969. № 4) появляется целый разворот под названием «Хорошие люди, с которыми мы в путешествии встретились» [7, 14-15]. На двух страницах располагаются небольшие рассказы и шаржи о каждом из героев материалов. Самыми интересными, показывающими силу нравственного духа, являются очерки о женщинах — Зинаиде Григорьевне Демидовой («она на судне почти такая же главная, как капитан») и жительнице села Екатериновки Пелагее Васильевне Котельниковой и её нелёгкой судьбе [7, 9].

На протяжении всех «Больших путешествий» редакция ведёт беседу с читателем, принимая его в свою дружную команду путешественников. Во «Втором Большом путешествии» к журналистам подключается КОСтя ТЁРкин, которого уже трудно назвать вымышленным персонажем. Это появление служит сигналом важного события, поэтому увидеть КОСтю ТЁРкина можно не в каждом путешествии. Он учит юного читателя думать и старается подключить его к поиску неизвестного, но «ужасно интересного», и ему это удаётся.

В 1960 — 1970-е годы в журнале «Костёр» намечается новая тенденция: большое внимание уделяется личности повествователя. В этом отражается одна их основных задач редакции — установление контакта с ребёнком, включение его в диалог, в процесс сотворчества.

«Публицистика и публицист тоже воспитывают ребёнка, стремясь дать ему всестороннюю социальную ориентированность, сделать из сегодняшних мальчишек и девчонок сознательных, убеждённых борцов за коммунизм. Поэтому образ публициста, повествователя имеет очень важное смысловое и художественное значение» [4, 178].

В «Больших путешествиях "Костра"» данный образ становится ключевым. Во-первых, повествование от первого лица, выражение собственных эмоций, мыслей очень важно при общении с юным читателем. Успех любой рубрики заключается в доверии ребёнка, в его участии в ней. Начиная со «Второго большого путешествия», появляется линия повествователя. Она ещё не обозначена чётко, но принимает форму «судового журнала», где, по всей видимости, Командор делает заметки о путешествии: «1 июля. 00 : 14. Входим в Ладожский обходной канал. Это первый канал на нашем пути. *Примечание капитана. Зачёркнуто мною, т.к. Волго - Балтом называется вся система рек, озёр, и каналов от Балтийского моря до Волги» [5, 28].

По нашим наблюдениям, образ повествователя в «Больших путешествиях "Костра"» выражается в двух героях. С одним из них мы знакомы — это вымышленный КОСтя ТЁРкин, но он, как уже было отмечено выше, появляется не в каждом путешествии, а по особой надобности. Главным повествователем, авторское «я» которого проявляется как в публикациях, так и прежде всего в отборе материалов, в их композиции, в художественных деталях, в стиле, является Феликс Нафтульев, он же — Командор. Для нескольких поколений читателей «Костра» Ф. Нафтульев являлся необходимым собеседником: «Они знают его по очеркам и репортажам, по «Большим путешествиям "Костра"» (их совершено 10 и почти во всех он — непременный участник) [4, 180], по ответам на свои письма в редакцию, по многочисленным личным встречам. Если полистать «Костёр» за последние пятнадцать лет, то в материалах (а их наберётся около сотни) Ф. Нафтульева можно найти немало фактов биографического характера, интересных ситуаций, в которых он нередко оказывался, выезжая в командировку по заданию редакции, и даже дружеских шаржей на него. Всё это даёт достаточно полное представление об образе публициста» [4, 180-181].

Командор Нафтульев — главный в команде путешественников. И не только потому, что идея создания «Больших путешествий "Костра"» принадлежала ему. Ф. Нафтульев полностью отдаёт себя любимому делу. На протяжении всех выпусков рубрики ощущается постоянный поиск интересных решений, форм. Начиная с «Шестого путешествия» всё отчётливее становится слышен голос повествователя. Он вспоминает, размышляет, шутит, подбадривает, наставляет, воспитывает юного читателя.

«Шестое большое путешествие» (1968. № 2) посвящено Литве. Именно в этом номере читатели знакомятся с журналистами - путешественниками и их псевдонимами. Традиции, география, культура Литвы даются глазами журналистов - повествователей: Командора, Бородача, Чемпиона, Штурмана, Тёти, Тётиной подруги. Открывается путешествие ностальгией командора о его первой поездке в Литву, будучи маленьким мальчиком. С первых предложений очерка - воспоминания читается искренность повествователя, тонкий юмор и неподдельная честность, открытость: «Когда я был маленьким, я думал, что граница — это высоченная стена, а в ней дырочки, и в дырочки глядят пограничники. Когда потом я прочёл в книжке про Великую Китайскую стену, я даже вздрогнул от радости: какой же я был догадливый!» [6, 45].

Очерки Ф. Нафтульева свидетельствуют о том, что он своеобразный путешественник, ведь ему удаётся не только интересно рассказать о уже существующих достопримечательностях, но и открыть что - то новое, неизвестное читателю. Например, в зарисовке «Праздник» с подзаголовком «Командор восхищается» эмоциональность повествователя никого не может оставить равнодушным. Особенности литовской культуры, традиций Ф. Нафтульев рисует комически: интересно подаёт информацию, пропуская её через себя, свой опыт. Он непринуждённо рассказывает о приезде в пионерский лагерь и о том, как ему там понравилось. Казалось бы, автор использует незамысловатую манеру повествования, но именно в этом и есть прелесть нафтульевского письма. Внимание к деталям, повторы («и прекрасный пионерский обед, которым нас накормили; и то, что председатель совета отряда звучит по-литовски как вождь отряда» [6, 47]), разбавление повествования шуточным диалогом — эти приёмы не дают заскучать юному читателю.

«Шестое большое путешествие» имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается воспоминанием Командора о красоте Куршской косы, Балтийского моря. В одном путешествии Ф. Нафтульев предстаёт перед читателем с разным сторон: то он шутит, подзадоривает читателя, то превращается в чувственного лирика. Под пером автора природа оживает: «песок на косе отменный. Белый, как снег и мелкий, точно мука» [6, 56]. Создаётся впечатление, что у Ф. Нафтульева всё всегда в движении, статики нет и не должно быть, поэтому у него «пески плывут, летят, ползут, текут» [6, 56]. Ф. Нафтульев — наблюдатель, и читателям он старается привить важное качество: умение видеть прекрасное в простом.

В «Седьмом большом путешествии "Костра"» (1969. № 4) журналисты отправляются в Жигулёвскую кругосветку по местам путешествия В.И. Ленина. Самыми примечательными деталями этого выпуска стали различные фотографии как из архивов Ленина, так и сделанные путешественниками.

Очень важной и интересной находкой явилось ведение дневника Командором. Во «Втором большом путешествии» мы упоминали о судовом журнале, в котором записи были короткие и достаточно безэмоциональные. В колонке, располагающейся слева от основного текста, под названием «Наш дневник» Командор также делает различные записи: «страница первая, вступительная», «страница вторая, экскурсионная», но в них просто, занимательно и как всегда с юмором подробно рассказывается о маршрутах, о людях, с которыми познакомились костровцы. Подобная форма ведения дневника в данном объёмном путешествии (24 страницы!) очень удачна. Непонятные моменты поясняются Командором, а репортажный «эффект присутствия» не даёт возможности читателю потерять интерес к путешествию и выключиться из игры.

Существует мнение о том, что детским писателем нельзя сделаться, им нужно родиться. Это утверждение можно смело отнести к Нафтульеву. Необыкновенное родство повествователя с читателем заключается в умении журналиста смотреть на мир глазами ребёнка, в его детской душе и в оптимистичном взгляде на жизнь, полную путешествий, приключений и интересных открытий.

Отдельного внимания заслуживает финал «Седьмого большого путешествия» — размышления Командора с подзаголовком «В последнюю экспедиционную ночь, перед тем как ему предстояло, сложив с себя командорские обязанности, снова стать журналистом Феликсом Нафтульевым» [7, 24]. Необыкновенным лиризмом пропитаны строки этого воспоминания о детстве, о пионерских лагерях. Мы уже, казалось бы, привыкли видеть Командора — Нафтульева находчивым автором, умеющим простую ситуацию преподать с юмором. Однако в этом ностальгическом очерке читается другой Командор — слегка тоскующий, мечтательный, философский. Доверить читателю свои мысли возможно лишь в том случае, когда автор считает его своим другом. Не остаётся сомнений, что за 7 выпусков «Больших путешествий» костровцы уже сформировали своего читателя — сообразительного, интересующегося, активного, такого, с которым можно поделиться своими размышлениями. С момента появления этого материала в журнале прошло 46 лет, а то, о чём пишет Ф. Нафтульев актуально и сегодня:

«Человек не замечает, как изменяется. Ему всё чудится, что он такой же, как пять лет назад. Но вот однажды, взбираясь в гору в туристской цепочке, человек ощутит укол в сердце. И вытрет пот со лба. И вспомнит, что совсем, кажется, недавно удивлялся, почему это мама, идя по лестнице, отдыхает на каждой площадке. И тогда человек задумается над тем, сколько времени он существует. И почти всегда выходит, что он слишком долго готовился жить. <…> Детство — не предисловие к жизни: за вашими плечами остаются пионерские лагеря, куда вы не вернётесь, соседи по парте, с которыми, может статься, не увидитесь после выпускного бала, тропинки, которые никогда — никогда больше! — не услышат ваших шагов» [7, 24].

Путешествие во взрослый мир — одна из важнейших задач всех «Больших путешествий "Костра"». Журналисты - костровцы дают ребятам возможность не только познакомиться с различными профессиями, но и не боятся говорить на философские и, конечно, нравственные темы: о смысле жизни, выборе пути, уважении к близким людям, умении ценить то, что имеешь. Всё это доказывает искренность, любовь путешественников к тому, чем они занимаются, и подчёркивает уникальность «Больших путешествий», которые никто (после их окончания в 1972 году) не смог повторить.

В заключение стоит сказать о том, что по строгим жанровым канонам «Большие путешествия "Костра"» — это рубрика, но в то же время — важный эксперимент. «Большие путешествия» представляют собой особую форму подачи материала в детском журнале, вбирающую различные жанры, приёмы. Интересно, что эта форма, созданная Ф.Л. Нафтульевым, оказалась уникальной, неповторимой в детской журналистике. За 10 лет существования «Больших путешествий» сформировались общие структурно - композиционные и стилистические признаки, при этом всегда одновременно учитывалась историческая обстановка в стране и сохранялась «устойчивость и преемственность» [8, 423].

«Большие путешествия "Костра"» — пример для современной детской журнальной периодики. Конечно, трудно сопоставлять журналы разных веков — меняется история, меняется читатель, но остаётся потребность в настоящем детском журнале, который не навязчиво поможет юному читателю стать достойным, грамотным, добрым и честным человеком, знающим историю своей страны, умеющим любить и ценить жизнь. 

* Статья подготовлена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012—2016 годы.

Литература (russian)

  1. Колесова Л.Н. Письма Н.В. Теребинской: из истории русской детской литературы XX в. // Мудрости бо ти имя подадеся…: сборник статей к юбилею профессора Софьи Михайловны Лойтер. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. С. 111 -112.

  2. Колесова Л.Н. «Костёр». Публицистика. 70-е годы … // О литературе для детей – Л.: «Детская литература», 1975. С. 26.

  3. Колесова Л.Н. Детские журналы России. XX век / Л.Н. Колесова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 319.

  4. Колесова Л.Н. Образ повествователя в современной детской публицистике (по журналам «Пионер» и «Костёр»): Художественный образ и историческое сознание // Межвузовский сборник / И.В Лупанова, М.М. Гин, Л.В. Павлов. – Петрозаводск, 1974. С. 178.

  5. «Второе Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1963. № 9. – С. 24.

  6. «Шестое Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1968. № 2. – С. 45.

  7. «Седьмое Большое путешествие "Костра"» // Костёр. – 1969. № 4. – С. 24.

  8. Богданов Н.Г. Вяземский Б.А. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1961. – 671 с.




Displays: 4621; Downloads: 4;