Grigoreva S. “Mitya Karamazov”, Филологические исследования. 5, (2017): DOI: 10.15393/j100.art.2017.3021


THE PHILOLOGICAL RESEARCH


Mitya Karamazov

Grigoreva
   Svetlana Sergeevna
Petrozavodsk State University
Key words:
F.M. Dostoevsky
The Brothers Karamazov
Dmitry Karamazov
a dream about «pogorely» mothers
Mitya
Summary: Annotation. The article presents the analysis of Mitya Karamazov's dream with the help of psychological, hermeneutic, structural and semantic interpretations; using the methods of symbolic interpretation the attempt to reconcile the original intent and the general idea of the author, realized in the novel, has been made.We have shown the nature of dreams and its significance for Dostoevsky and also Mitya Karamazov's 'change of mind' (spiritual transformation, metanoia) through the analysis of the dream about a child and the 'pogorely mothers'.


Текст статьи

Сны в культуре, и в частности, у Достоевского играют важную роль. При том, что сон Мити о плачущем «дитё» лишь фрагмент в романе, он необходим в развитии сюжета, раскрытии духовного перелома в герое.

Рассмотрим Сон Мити в трёх ракурсах:

1) Митя отождествляет себя с «дитё»; отсутствие отцов в сне, связанном лишь с матерями углубляет тему сиротства братьев Карамазовых при живом отце. Сон – средоточие памяти Мити о безотрадном детстве (он дитё забытое, заброшенное). Ямщик Андрей называет Митю «малым ребёнком», что стало толчком к пониманиюя Митей символики своего сна. Доктор Герценштубе вспоминает Митю босоногим ребёнком без сапожек, рассказывает, как подарил ему фунт орехов, а когда тот вырос, то пришел поблагодарить доктора за его поступок, Митя даже вспомнил «Gott der Vater, Gott der Sohn und Gott der heilige Gest!», что говорит о сокровенной его предрасположенности к святыням. В психиатрии есть теория, если человека лишить детства, то есть каких-либо детских привилегий, ему приходится становиться «взрослым», но определенная часть человека остаётся тем ребёнком, как бы «зависает» в том возрасте, где его лишили «детства». Видимо, и Митя отчасти, глубоко в подсознании ощущает себя таким дитём.

2) У автора все герои, включая Илюшечку, – дети земли, а в речи Мити, где он заявляет о готовности пойти в Сибирь, и любой человек.

3) А «погорелые матери» – «иссохшая» мать-земля (Димитрий – от Деметра, ее сын). Митя спрашивает, почему люди не обнимаются и не поют песен; но нет причин для радости, дитё голодно и сиро. Мать-земля – Россия: «хлебушка нетути», почва неплодородна, «голая степь».

 Сравним это с прежним Митей: «Дмитрий Федорович схватил его (штабс-капитана) за бороду и при всех вывел в этом унизительном виде на улицу…, говорят, что мальчик, сын этого штабс-капитана, …бежал все подле и плакал вслух и просил за отца и бросался ко всем и просил, чтобы защитили, а все смеялись» (XIV, 176). Митя в гневе не видит  мук ребенка, но во сне слышит плач «дитё», и душа просыпается. Так выявляется связь речи Мити («За "дитё" и пойду. Потому что все за всех виноваты. За всех "дитё", потому что есть малые дети и большие дети. Все – "дитё". За всех и пойду, потому что надобно же кому-нибудь и за всех пойти». XIV, 456-457) – с эпиграфом романа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»  (Ин. XII, 24).

Достоевский начинает книгу рождением детей, первые главы так и названы: «сын.., дети.., сын..». Было бы вполне ожидаемо, если б все заканчивалось смертью кого-то из братьев (самоубийство Смердякова – второстепенно по смыслу, имеет иной идейный мотив). А роман завершается похоронами ребенка, который выглядит второстепенным персонажем, и речью Алеши, где смерть предстает временным, переходным состоянием.

И в названии главы «Показание свидетелей. Дитё» скрыта символика: Митя стал свидетелем чужих страданий. Автор сном Мити полемизирует с Иваном. Иван говорит о страданиях детей верно, но общо – его рассказ похож на газетныйе репортаж. Он человек глубоко мыслящий, горячий рационалист, но в нём мало опыта, а если идти судить с позиций реальности, то в этом и ограниченность Ивана. «Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне, пожалуйста?» (XIV, 222), – задаётся вопросом Иван.

«Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»! Не стоит потому, что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их?» (XIV, 223), - возмущается Иван перед Алёшей.

Бунт Ивана бесплоден: он не желает страданий, он говорит о том, что не стоит никакая истина страдания ребёнка. Иван описывают физическую пытку ребенка и страдания его матери, при этом Иван обращает внимание на собственное мучительство

Нельзя сказать, что отношение к страданиям Ивана – эгоцентрично, это не так; но сам подход Ивана к страданиям - умозрителен. Его сострадание замкнуто на нём самом. Его ярость - подпольна и безрезультатна, даже саморазрушительна; его «благие намерения» лишь порывы, ведущие в ад души, творящие ад в реальности. Несмотря на глубокое сострадания - оно, по сути, опасно для его носителя и для окружающих.

«Сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дитё... чтоб не было вовсе слёз от сей минуты ни у кого...» (XIV, 457), – думает Митя во сне.

В этом прорыв Мити – его сострадание не эгоцентричное, оно наполняет его силой, «умилением». Его Сон - дверь во что-то новое; «в состояние ума и существа, в котором страдание может превратиться в исцеляющее воспоминание»[1], способное толкнуть к действию. Дмитрий не смог бы и не стал объяснить истоки возникших чувств, которые толкают его к действию. Это Иван способен рассуждать живо и ярко о своих мыслях по поводу страданий, но ни одно из рассуждений не толкает Ивана к реальным поступкам, – в этом видим противостояние рассудочности Ивана и морального эмпиризма Мити.

Сон Мити поначалу оставляет тяжелое впечатление: «Иззябло дитё, померзла одежонка» (XIV, 456), читатель испытывает определенную тяжесть при прочтении. Но оказывается, у Мити картина вызывает умиление; ему плакать хочется, оттого, что в нём проснулось желание «сделать …, чтобы не плакало больше дитё,.. мать дити» (XIV, 457).

И Митя говорит следователям: «Я хороший сон видел» (XIV, 457). Хороший потому, что в нём состоялось пробуждение души; сон хорош не по содержанию, а по последствиям, смыслу и функции, ощущению, какое он оставил после себя: глубокое сострадание, которое толкает к действию, «исцеляющее воспоминание»: «Чтобы не было слёз... сделать.. со всем безудержем карамазовским» (XIV, 457).

Отношение автора к героям (здесь - к братьям) проявляется через форму имен-обращений: ласковое «Алёша» и «Митя», но «Иван», а не Ваня; и Смердяков, а не Павел. Достоевский по-отцовски любит своих героев, даже не очень симпатичных; но разных - по-разному. Дмитрий выделяется и из всех «преступных» героев, Раскольников несёт за содеянное наказание, а Дмитрий убийства не совершал, но он признаёт свою нравственную вину, в том, что не убил, но хотел - этого достаточно, чтобы быть виновным. «Итак, – пишет Ф. М. Достоевский в своём дневнике, – человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна» (XX, 175).

Во сне Мити автор реализует идею очищения в покаянии и самоотвержении. Самопожертвование Мити вызвано жалостью к людям; потому что любовь жертвенна, вызвана жалостью без унижения, как у матери к дитю. От любви к Грушеньке Митя вдруг вырастает «во сне» (как ребенок!) - до любви к людям.

Выделение типов гендерной идентичности основано на том, что всё обусловлено архетипами. В каждом есть бессознательные первичные первообразы. В одном человеке их может быть несколько, но один всё-таки будет преобладать, как правило. В Грушеньке начинает преобладать архетип «матери», она любит Дмитрия, в том числе и как мать свое дитя.

А архетип блудницы при этом «нивелируется», сменяется другим.

«А про то, что Митя помешанный, так он и теперь точно таков, - с каким-то особенно озабоченным и таинственным видом начала вдруг Грушенька. – Знаешь, Алешенька, давно я хотела тебе про это сказать: хожу к нему каждый день и просто дивлюсь. Скажи ты мне, как ты думаешь: об чем это он теперь начал все говорить? заговорит, заговорит, – ничего понимать не могу, думаю, это он об чем умном, ну я глупая, не понять мне, думаю; только стал он мне вдруг говорить про дите, то-есть про дитятю какого-то, "зачем, дескать, бедно дите?". "За дите-то это я теперь и в Сибирь пойду, я не убил, но мне надо в Сибирь пойти!" Что это такое, какое такое    дите – ничегошеньки не поняла. Только расплакалась, как он говорил, потому очень уж он хорошо это говорил, сам плачет, и я заплакала, он меня вдруг и поцеловал и рукой перекрестил. Что это такое, Алеша, расскажи ты мне, какое это "дите"?» (XV, 10).


Несмотря на то, что сон о «погорелых матерях» является всего лишь фрагментом в произведении Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», он, важен как в развитии сюжета романа, так и для раскрытия характера одного из близких и симпатичных автору героев, будущего его преображения, раскрывающего любимую мысль Достоевского о возможности нравственного выпрямления и духовного спасения человека.

Достоевский говорил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»( XXVII, 65). Он способен в загнанном социальной средой, жизненными обстоятельствами, даже в психически больном человеке или убийце найти прежде всего личность, «найти человека в человеке». «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» (XXVIII, кн. 1, 63). Достоевский видел свою задачу — в «восстановлении погибшего человека» (XXI, 241). Романист описывал страдания с такой художественной силой, что вызывал сопереживание у читателей, которые начинали чувствовать свою общность с этими героями. До него это не удавалось никому из писателей.

Все это - благодаря позиции Достоевского, с какой он показывает своих героев: является не сторонним наблюдателем, а проникается переживаниями героев, «сливается» с ними.

Связка Автор и герой, проблема их отношений, решается мной на образе Мити, одного из братьев «нестройной семейки», модели случайного семейства, говоря словами автора, - явления, возникшего в России в середине 19 века и существующего до сего дня.

В своих романах автор через героев показывает динамику формирования идей в их взаимодействии с эмоциями. Неслучайно, что некоторые герои стали «прообразами» будущих философов. Так, В. Дудкин считает, что нигилист и антихристианин, немецкий философ Ницше оказался одним из героев романа, близким по мировосприятию Великому Инквизитору, образу, созданному фантазией Ивана Карамазова в его «поэмке». Ницше и сам не отрицал сильного влияния, произведенного на него Ф. М. Достоевским.

В ходе же исследования мотива сна мы приходим к следующим выводам:

1. Сон о дитё и погорелых матерях символизирует отражение и пробуждение национальной души в Дмитрии Карамазове – способности к покаянию, очищению, преображению (метанойе – «перемене ума», личностной сущности) через страдание, принятия «незаслуженного» наказания за чужое преступление; самопожертвования, самоотвержения, самоумаления (кеносис).

2. В этом плане Митя выглядит едва ли не ключевой фигурой среди четырех братьев - даже едва ли не значимей Алеши, заявленного рассказчиком «главным героем» повествования, будущим историческим деятелем обновленной России.

3. Под влиянием любви к Грушеньке в Мите начался процесс пробуждения совести, происходит его преображение как личности. Митя как бы заражает своей идеей-страстью самопожертвования и Грушеньку, тем самым пробуждая и обновляя и ее душу, способствуя и её перерождению. Происходит взаимный обмен жизненной энергией, преображающей силой добра и любви

4. Возвращаясь к эпиграфу всего романа, отметим, что автор в приведенных им евангельских словах об «умершем зерне» видит не только нравственный, но и "духовный" долг каждого человека.


[1] Джексон Р. Л. Сон Дмитрия Карамазова про "дитё" : прорыв / Р. Л. Джексон // Континент. — 1999. — №101. — С. 318–327.

Литература (russian)

Цитирование:

1.         Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990.

2.        Джексон Р. Л. Сон Дмитрия Карамазова про "дитё": прорыв. // Пер. с англ. Т. Бузиной. Континент № 150. 2011.

3.        Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.

 

Использованная литература:

 

4.        Августин Блаженный. О происхождении снов // О сновидениях. – М., 2000.

5.        Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения advocatus diaboli // Аверинцев С. С. София - Логос: Словарь. Киев, 2001.

6.        Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

7.        Библейская энциклопедия: В 2 кн. М., 1991.

8.        Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» – Л., Наука, 1977.

9.        Джексон, Р. Льюис. Искусство Достоевского.  Бреды и ноктюрны – М., Радикс, 1998.

10.    Достоевский в конце XX века – М., 1996.

11.    Достоевский и мировая культура. Альманах. – СПб., (с 1993 – продолж. изд.)

12.    Достоевский и современность. Сб. материалов. – Старая Русса, (с 1986 – продолж. изд.).

13.    Достоевский: Материалы и исследования. – Л.-СПб., (с 1974  – продолж. изд.)

14.    Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Родное и вселенское. – М., 1994. С. 282-311.

15.    Криницын А.Б. Тема детей в «братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Сон о «дите» Дмитрия Карамазова. (Опыт комментария) // URL: http://www.portal-slovo.ru

16.    Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина»: О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф.М. Достоевского. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2006.

17.    Назиров Р. Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского // Материалы и исследования. Т. 1. - Л., 1974.

18.    Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.

19.    Нейфельд И. Достоевский. Психологический анализ / Под ред. 3. Фрейда. Л.-М., 1925.

20.    Роман Ф. Достоевского "Братья Карамазовы". Совр. состояние изучения. Сб. ст. под ред. Т. А. Касаткиной. 2007.

21.    Старицын С. Е. Психологические типы творчества Достоевского // Сб. научных трудов Красноярского медицинского института. Кн. 5. –  Красноярск, 1958.

22.    Сузи В. Н. Подражание Христу в романной поэтике Ф. Достоевского. ПетрГУ, 2008.

23.    Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов: сб. статей. – М.: Книга, 1990. – С. 386-391.

24.    Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Либрусек [Электронный ресурс], [М.]. – URL: lib.rus.ec/b/17349/read

25.    Фрейд З. Толкование сновидений. М.

26.    Христианство. Энцикл. Словарь в 3-х тт. Под ред С. Аверинцева.

27.    Чудинина В. В. Влияние сновидений на организацию пространственно-временных отношений в произведениях Ф.М. Достоевского // Военно-научный сборник. Рязань, 2004.

28.    Чудинина В. В. «Творческие сны» Ф.М. Достоевского // Литература и история: Вып. 3 / Отв. ред. Т.К. Батурова. М., 2002.

29.    Шульц, Оскар фон. Светлый, жизнерадостный Достоевский: [Сборник] : пер. с нем. / Оскар фон Шульц ; подгот. текста О.И. Гурина ; послесл. Н. Башмакова, А.Е. Кунильский . – Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 1999 . – 367 с

30.    Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

31.    Jackson RL. Alyosha's Speech at the Stone: "The Whole Picture" // A New Word on The Brothers Karamazov / Ed. by R. L. Jackson; With an introd. essay by R. F. Miller and a concluding one by W. M. Todd Ш. Evanston (111.): Northwestern Univ. press, 2004.

32.    Jackson R. L. Dmitrij Karamazov and the "Legend" // Slavic and East-Europ. J. 1965. Vol. 9, N 3. P. 57-67.

 

33.    Thompson D. O. The Brothers Karamazov and the Poetics of Memory. CambridgeUniv. press, 1991. 358 p. To же: Томпсон Д. "Братья Карамазовы" и поэтика памяти. СПб., 2000.




Displays: 7031; Downloads: 11;