Текст статьи
Проза Юрия Павловича Казакова в последние годы не перестает привлекать к себе внимание и читателей, и исследователей. О широком круге вопросов, которые ставит перед нами художественное наследие писателя, свидетельствует вышедший в 2018 году сборник научных трудов к 90-летию Казакова «Свет слова...» [5]. Интерес вызывают жанровые, сюжетные, нарративные, смысловые особенности рассказов писателя. Среди предлагаемых подходов — анализ поэтики и семиотики пространства как одной из важнейших характеристик текста. Н.Л. Шилова, отмечая особую роль «пространственных мотивов в сюжетах Юрия Казакова», считает, что изучение поэтики пространства в творчестве этого автора носит «точечный» характер [4, с.199]. Одной из таких новых «точек» в общей картине исследуемой проблемы может являться анализ видов и функций художественного пространства в рассказе Ю. Казакова «Голубое и зелёное», предложенный в нашей статье.
Рассказ Ю. Казакова «Голубое и зелёное», написанный в 1956 году, относится к раннему творчеству писателя. Это рассказ о первой любви, о первых переживаниях, мечтах, разочарованиях. Действие рассказа совпадает с началом «хрущёвской оттепели», периодом, когда был развенчан культ личности Сталина. Это время характеризовалось проявлением свободы слова, либерализацией общественной жизни, ожиданием перемен практически у всех людей, и особенно у молодых. История первой любви рассказана от лица главного героя, десятиклассника Алёши. Композиционно рассказ состоит из семи частей, на протяжении которых читатель может наблюдать все этапы проявления чувства, от зарождения до угасания.
В рассказе Ю. Казакова пространство представлено значимыми и разнообразными локусами, которые, с одной стороны, наделены конкретикой, а с другой, символическими и ценностными значениями. О ценностных значениях локусов не только литературных, но и географических, писал И-Фу Туан, один из основоположников геопоэтики и культурной географии: «Место воплощает опыт и устремления людей. Место – это не только факт, который можно вписать в более широкую рамку пространства, но это также реальность, которая должна быть понята с точки зрения людей, которые дали ей смысл» [6, с.387]. О художественном пространстве, кроме того, Ю.М. Лотман писал как об «индивидуальной модели мира определенного автора, выражении его пространственных представлений» [3, с. 252].
Места действия рассказа «Голубое и зеленое» показаны просто и лаконично, с одной стороны. С другой стороны, внимательное чтение позволяет выделить особенности поэтики, авторского инструментария, среди которого как традиционное для литературы использование топонимов (Москва, Арбат, Север и т. д.), так и более специфические нарративные стратегии. Например, пространство в рассказе кинематографично. Действие словно происходит у нас на глазах. Оно будто делится на отдельные кадры, в каждом из которых взгляд героя фокусируется на определенных пространственных объектах, поданных крупным планом. Например, в первой главе автор выделяет 3 объекта: «Мы выходим на Арбатскую площадь.Но мы все-таки приходим в кино.— Пойду покурю, — говорю я отрывисто и небрежно и ухожу в курительную» [1, с.68]. Грамматические формы времени глагола помогают понять, как воспринимает герой происходящее. Только в начале шестой части повествование ведется в прошедшем времени, тогда становится ясно, что рассказанная история любви — это воспоминания. Но для Алёши эти события не ушли в прошлое, поэтому на протяжении всего текста используется настоящее время глагола.
Пространственные образы и мотивы текста представлены как эксплицитными формами, так и имплицитными. Эксплицитное пространство рассказа иерархично, это городские и природные топосы, каждый из которых показан как подсистема образов и мотивов. Городское пространство – это Москва и разные ее объекты, где бывали герои: Охотный ряд, Тверской бульвар, Трубная, Неглинка, Большой театр, Третьяковка, двор, вокзал, мост, кино, телеграф, площадь, каток, метро, улица, угол, подъезд, курительная, зал, консерватория, фойе кинотеатра, дом, комната. Среди названных локусов есть очень разные по масштабу и значимости, тяготеющие к общему или более частному. Здесь много реальных топонимов: «По Москве можно ходить без конца. Мы выходим к Пушкинской площади, от Пушкинской спускаемся к Трубной, оттуда по Неглинке идем к Большому театру, потом к Каменному мосту…» [1, с.71]. Большая часть их связана с Москвой. Москва у Казакова - это большой, яркий, радостный город, где героев окружают счастливые люди. Герой говорит: «Москва оглушила меня своим шумом, огнями, запахом, многолюдством...» [1, с.73]. В рассказе упоминается, что во дворах звучит джаз, на улицах висят флаги и лозунги, в фойе театра играет оркестр и развешены картины. Та радость, которая витает в воздухе, соответствует состоянию влюблённости главного героя, надеждам на лучшее. «По улице, прямо посередине идут толпы людей. Как много девушек и ребят, и все поют, кричат что-то, играют на аккордеонах. На всех домах флаги, лозунги, много огней. Поют песни, и мне тоже хочется запеть...» [1, с.83]. Здесь, видимо, нашли отражения впечатления самого Юрия Казакова, для которого Москва была родным и любимым городом. Выросший на Арбате, хорошо знавший московскую географию, писатель ведёт своих героев по местам, где часто бывал сам.
Москва в рассказе Казакова не статична, а подвижна: любовь Алеши и Лили выросла на московских улицах и площадях, где они гуляли. Этот город становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. «Мотив дороги очень важен для писателя и присутствует во многих его рассказах», - считает Е. Ш. Галимова [2, с.14]. Он есть и в рассказе «Голубое и зелёное». Мы видим героев на Арбате, на Пушкинской площади, на площади у Большого театра и на Тверском бульваре. Это все символические места того времени, воспетые поэтами-шестидесятниками. Свобода слова, творчества, новые веяния в литературе, искусстве и, конечно, любовь — все это было важно для москвичей, в том числе и для героев рассказа. Алеша думает: «Сколько влюбленных ходило по Тверскому бульвару! Теперь по нему идем и мы!» [1, с.70].
Природное пространство рассказа реализуется через собирательный образ Севера, который представлен для Алёши конкретными локусами: лесом, поляной, тропинками, просеками. Для героев желание уехать на Север - это стремление стать взрослыми. Север в рассказе Казакова - знаковое понятие, которое даёт представление о жизненных целях молодых людей. У Алёши - это мечта стать сильным, самостоятельным. Именно на Севере, считает герой, могут проявиться его лучшие качества. Кроме того, Север пробуждает в Алеше романтика и поэта. Обычные объекты окружающего мира, окрашенные чувством героя, выглядят волшебно: «Я впервые попадаю в леса, в настоящие дикие леса, и весь переполнен радостью первооткрывателя.Потом выйдет солнце из-за туч, прорвется через листья над моей головой и запустит золотые дрожащие пальцы глубоко в воду…» [1, с.72-73].
В представлении Лили Север связан с будущей семьей, благополучием, бытовой устроенностью. Они с мужем едут на Север не за романтикой, они едут работать: «Ты знаешь, как я счастлива! Порадуйся же за меня. Мы едем на Север, на работу…» [1, с.87]. Исследователи считают, что северная тема – «одна из магистральных в творчестве Ю.Казакова» [4, с. 67]. Писатель часто бывал на Русском Севере (на Белом море, в Архангельске, в Карелии, на Северной Двине), привлекавшем его своей первозданной природой и самобытностью.
Кроме эксплицитного, географического, мы считаем возможным выделить в этом художественном тексте имплицитное пространство. Оно связано с заглавием произведения. Назвав рассказ «Голубое и зелёное», автор не указал предмет, который является носителем этих признаков. У многих людей название ассоциируется с известной песней из фильма «Сердца четырёх» (1941) «Всё стало вокруг голубым и зелёным…». И фильм, и песня, и рассказ Казакова о любви. В этом смысле заглавие акцентирует магистральную тему рассказа. Однако нам кажется, что смысл заголовка может быть более многослойным, чем это кажется при первом восприятии. Мы предполагаем, что он может указывать на особую роль голубого и зеленого в рассказе. За этими цветами в культуре закрепилось символическое значение, ассоциативно связывающее их с небом и землёй. Возможно, в данном случае это не только название цвета, но и название пространственных отношений, которые в общекультурном варианте представлены как «горний и дольний» миры, то есть небесный и земной. Таким образом, уже в названии содержится указание на единство и контраст понятий, стоящих за цветообозначением. Этот контраст реализуется через героев. Молодые люди по-разному переживают первое чувство. Так, влюбленный Алеша «витает в облаках», любовь пробуждает в нем желание творить, открывать что-то новое: он хочет стать то певцом, то композитором, то первооткрывателем. Его волнуют вопросы цели и смысла жизни: «Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед! Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. Способен ли я на подвиг? Не знаю. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел?» [1, с.75].
Алёше импонирует голубой цвет, это цвет неба и цвет мечты, недаром его так притягивает голубое окно, из которого льется джаз. Эта яркая и стильная музыка в Советском Союзе была символом проявления свободы в общественных вкусах. Лиля - более земная, ее цвет - зелёный. Герой говорит: «Ей не нравятся мои взгляды, она смеется над моими мечтами, смеется жестоко» [1, с.82].
Это хорошо видно через восприятие героями одной и той же ситуации, сцены первого поцелуя. Алёша: «… Я смотрю на ее губы.Я нагибаюсь и долго целую их, и весь мир начинает бесшумно кружиться.Во время поцелуя Лиля смотрит на меня, прикрыв пушистые ресницы» [1, с.81]. Лиля: «…Помнишь, зимой на платформе мы с тобой поцеловались? Я тебя поцеловала, а ты дрожал так, что платформа скрипела. Ха-ха-ха… У тебя был тогда глупый вид» [1, с.87]. Герои рассказа, как небо и земля, с одной стороны, не могут существовать друг без друга, а с другой — противостоят друг другу.
Таким образом, художественное пространство в рассказе Юрия Казакова «Голубое и зелёное» раскрывается как в эксплицитных образах и мотивах, так и в имплицитных формах, в том числе в «работе» грамматических форм, цветописи, многозначности заголовка. Уже в раннем рассказе мы видим многообразие и изобилие значимых пространственных форм — от топонимов до имплицитно выраженной оппозиции «земля»- «небо». И если первая группа требует дальнейших биографических и историко-литературных комментариев, то вторая отсылает к более масштабной проблеме нарративных стратегий Казакова, в том числе к его поэтике подтекста, в настоящее время малоизученной.
Литература (russian)
1. Казаков, Ю.П. Осень в дубовых лесах: Рассказы, повести [Текст] / Ю. П. Казаков. – М.: Современник, 1983. – 575 с.
2. Галимова, Е.Ш. Художественный мир Юрия Казакова [Текст]: мемуары / Е.Ш. Галимова. – Архангельск: Изд-во ПГПУ, 1992. - 172 с.
3. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст]: Кн. для учителя. / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
4. Шилова, Н.Л. Адам и Ева на острове Кижи: об одном сюжете одного Ю.Казакова [Текст] / Н.Л. Шилова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. - №4. - С.67-73.
5. Шилова, Н.Л. Образ острова в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева» (1962): поэтика пространства [Текст] / Н.Л. Шилова // Свет слова…: сб. науч. тр. к 90-летию Ю.Казакова. – Калуга: Изд-во АКФ «Полиглот», 2018. – С.199-205.
6. Tuan Yi-Fu Space and Place: The Perspectives of Experience [Text] / Yi-Fu Tuan. – University of Minnesota Press, 1979. – 427 p.
Литература (english)
1. Kazakov, Yu.P. Autumn in oak forests: Stories, stories [Text] / Yu. P. Kazakov. - M .: Sovremennik, 1983. - 575 p.
2. Galimov, E.Sh. Art world of Yuri Kazakov [Text]: memoirs / E.Sh. Galimov. - Arkhangelsk: Publishing house of PGPU, 1992. - 172 p.
3. Lotman, Yu.M. In the school of poetic words: Pushkin. Lermontov. Gogol [Text]: KN. for the teacher. / Yu.M. Lotman. - M .: Enlightenment, 1988. - 352 p.
4. Shilova, N.L. Adam and Eve on the island of Kizhi: about one plot of one Y. Kazakova [Text] / N.L. Shilova // Bulletin of St. Petersburg University. Series 9. Philology. Orientalism. Journalism. - 2014. - №4. - P.67-73.
5. Shilova, N.L. The image of the island in the story of Adam and Eve by Y. Kazakov (1962): the poetics of space [Text] / N.L. Shilova // Light words ...: Sat. scientific tr. to the 90th anniversary of Y. Kazakov. - Kaluga: Publishing house of the ACF "Polyglot", 2018. - P.199-205.
6. Tuan Yi-Fu Space and Place: The Perspectives of Experience [Text] / Yi-Fu Tuan. - University of Minnesota Press, 1979. - 427 p.