Kovyazina I. “HOMER AND QUINTUS SMYRNAEUS: THE EPIC CROSS OF EPOCHES”, Филологические исследования. 7, (2018): DOI: 10.15393/j100.art.2018.3342


THE PHILOLOGICAL RESEARCH


HOMER AND QUINTUS SMYRNAEUS: THE EPIC CROSS OF EPOCHES

Kovyazina
   Irina
Lobachevsky State University
Key words:
Homer
Quintus Smyrnaeus
epos
sophistics
stoicism
stylization.
Summary: The article describes the peculiarities of Quintus’s poem ‘Posthomerica’ towards his literary predecessor – Homer. The text inherits metrical, stylistic, lexical features of ‘Iliad’ and ‘Odyssey’, although some foreign for epic style elements present (such as didactics of stoic philosophy, prevailing individual element in the nature of characters’ action, tendency to depict mostly humans’ world, ect). Very often the narration is clarified in the passages, where Homer’s texts is not so exact, that gives an opportunity to speak of literary agonism, caused by the influence of the Second Sophistics. Generally, the Quintus’s poem ‘Posthomerica’ is not only a skilful stylization, but also an independent artwork, unique character of which is determined by listed facts.


Текст статьи

Несмотря на художественную и сюжетную целостность «Илиады» и «Одиссеи» и очевидные отношения преемственности между ними, им все же не присуща полная разработка фабулы троянского цикла: в первом случае повествование ограничивается темой гнева Ахилла, во втором – странствиями Одиссея. Этим обусловлен интерес  аудитории и создателей эпических поэм к формированию всевозможных предысторий и продолжений гомеровского повествования, включающих в себя разработку иных преданий троянского цикла.
   К наиболее ранним попыткам (в  VIII—VI. до н.э.) развить повествование о неосвещенных Гомером событиях относится создание так называемых «киклических» поэм, сюжеты которых легли в основу многих произведений последующих веков, включая драму и трагедию. Последние же в силу структурно-жанровых особенностей не смогли полноценно восполнить создавшуюся лакуну между «Илиадой» и «Одиссеей».
Таким образом, появление поэмы Квинта Смирнского «После Гомера» (ΚΟΙΝΤΟΥ ΤΑ ΜΕΘ' ΟΜΗΡΟΝ) было закономерным.
   Об авторе вышеупомянутого эпоса известно немногое. Прозвище «Смирнский» Квинт носит на основании данных самого текста. Так, в обращении к музам, предваряющем перечисление укрывшихся в деревянном коне героев, поэт говорит о себе: «В душу мне часто влагали вы радость несущие песни,// прежде чем первым еще мои щеки окутались пухом,// Пасшему около Смирны отары овец знаменитых…» [кн. 12. ст. 307-310]
Якобы автобиографический пассаж поэмы «После Гомера» является единственным случаем эксплицитной авторской самоидентификации в данном эпосе и должен трактоваться сквозь призму предшествующей традиции: аналогичные пассажи содержит в себе и «Илиада» и «Теогония» Гесиода.

В то же время не следует считать, что данный фрагмент является лишь формальным выражением литературной преемственности авторитетному канону, которое не находит отражения в действительности.
    Что касается временных рамок жизни Квинта, то они устанавливаются между концом II и началом IV в. н.э. во многом благодаря исследованию литературных связей с другими произведениями греко-римского мира. Конкретизировать же хронологический период представляется возможным благодаря следованию Квинтом такому явлению эпохи, как Вторая Софистика, родиной которой были города Малой Азии, в т.ч. и Смирна. Термин восходит к Флавию Филострату и в данном контексте его следует трактовать как характерную для ораторского искусства первых веков нашей эры тенденцию к очищению греческого языка от заимствований, художественный текст от вычурных, избыточных «украшений» – возвращение к традициям аттического красноречия классической эпохи.
    Квинт, как житель западной Анатолии, а тем более Смирны, которая являлась центром софистического красноречия, не мог игнорировать столь масштабное явление, что и обнаруживает сам текст. С этой точки зрения сама форма стилизации является характерной для риторики Второй Софистики, однако в данном случае подражание Гомеру явно не соответствовало требованиям строго аттицизма, но являлось допустимым ввиду безусловной культурологической важности и авторитетности самого источника.
Итак, произведение «После Гомера» представляет собой эпическую поэму, которая метрически, композиционно, сюжетно, эстетически наследует традициям Гомера.
    Фабула основывается на событиях цикла троянских мифов, не вошедших в «Илиаду» и «Одиссею», но частично раскрываемых Гомером в проспективно и ретроспективно, которые по мере необходимости заполняются отсутствующими в исходных текстах троянскими темами. Однако Квинт этим не ограничивается, используя малейший сюжетный повод для создания художественной аллюзии на какой-либо эпизод из гомеровских поэм, апогеем которого является полемика с предшествующим источником, также весьма характерная для авторов Второй Софистики. Это видно на примере описания щита Ахилла [кн. 5, ст. 1—109], которое явно коррелирует с соответствующим экфрасисом в «Илиаде» (песнь 18). Как и в источнике, на щите изображаются астрономические объекты, дело войны и мирские занятия, труды земледельца, празднество с хороводом и Океан, обрамляющий всю композицию. Однако эти сюжеты дополняются картинами диких животных, охоты и водного царства, а само празднество перерастает в ключевое для всего троянского цикла изображение свадьбы Пелида и Фетиды: «Гордого дщери Нерея из необозримой пучины// с радостным видом на берег одну из сестер выводили, // дабы супругою храброго стала она Эакида». Таким образом, наполнение сюжетных блоков у Квинта становится более общим там, где оно избыточно в «Илиаде», и подробным там, где недостаточно развито гомеровское описание.  В целом же продолжатель Гомера, описывая щит Ахилла, остается в рамках, заданных первоисточником, но как бы дополняет их содержание, чтобы сделать мифологическое пространство более вещным, а следовательно – правдоподобным. 
   Наследует Квинт также и поэтику гомеровского эпоса, в целом придерживаясь канонов создания эпического героя. Стоит, однако, заметить, что некоторые герои выступают более совершенными, нежели у первоисточника. Так, по мнению ряда ученых (Alan James и Kevin Lee), Агамемнон в поэме Смирнского автора восполняет «недостаток» лидерских качеств, а Аякс Теламонид, которому часто приписывается избыток физической силы и недостаток интеллектуального развития, демонстрирует в споре с Одиссеем живость ума, что уравнивает и физическое, и ментальное, и является отражением классического представлении о калокагатии, характерной для гармонично развитой личности. Такой прием объясняется влиянием второй софистики.
Однако за идеализацией не следует упрощение – в противоположность «антипсихологизму» Гомера, Квинт наделяет своих героев яркими душевными переживаниями, которые находят отражение во внешней реакции героев на события. Одним из более драматичных в этом плане эпизодов является описание слепоты Лаокоонта, в котором также раскрывается антитеза слепоты невнимающих и зрячести провидца, играющей ключевое значение в дальнейшем повествовании.
   При этом характерно, что традиционная для эпического произведения внешняя мотивировка событий часто нарушается: эпический герой поступает не только вопреки божественной воли, но и ставит свое желание выше нее. Наиболее ярким примером здесь может служить поступок Аякса Большого [кн. 5, 470-485], который, не найдя справедливости в жизни, где «доблестный может награды не получить, а ничтожный повсюду любим и прославлен», поражает себя мечом, демонстрируя при этом не только свое благородство, но и упрёк всему мироустройству в целом (а значит – и богам).  Данный эпизод показывает, что индивидуальное теперь довлеет над общественным, страстная любовь эпического героя к жизни сменяется маниакальным желанием справедливости, возмездия.  Не воле Рока подчиняется Аякс, вонзая в шею меч, но только своему собственному обостренному чувству справедливости, ибо для него нет переходной категории между пороком и добродетелью, «как палка бывает или прямая, или кривая…». 
   Также вразрез с традиционной внешней мотивировкой событий поступает и Аякс Оилид, «Киприды жар ощущая», учинивший насилие над Кассандрой в святилище Афины. «Герой беззаконное дело не бросил» даже тогда, когда гнев богини достигает своего апогея и выливается в землетрясении.  [кн. 13, 420-430]
Данный эпизод также может быть истолкован сквозь призму философии стоицизма, согласно которой блаженство – в беспристрастии,  а страсть (вожделение) – преграда на пути к гармонии. И действительно, именно этот  поступок Оилида  разгневал Афину: «и мне не бывать на Олимпе,// дщерью не зваться твоей, если я за бесчестье ахейцам// даже теперь не воздам, ибо в храме моем злодеяние// сын Оилея свершил, отказавши в пощаде Кассандре…»  [кн. 14, 425-440]. В морскую бурю вылился гнев богини, из-за которой многим героям не суждено было доплыть до дома. Так низменная страсть повлекла огромные последствия.
   Из изображаемых эпизодов, в которых теперь находит место негероическое, прежде не мыслимое в контексте эпического произведения, следует и снижение самой монументальности повествования, разумеется, ситуативное, фрагментарное. В целом же, для поэмы характерным является утверждение традиционных эпических добродетелей – храбрости, рассудительности, воли в большей степени, нежели демонстрация обратного.
   Изменение принципов мышления и мировоззрения человека  эпохи Римской Империи делает невозможным наличие подлинного эпического синкретизма в данной поэме. Формально, однако, Квинт следует древнему образцу ввиду специфики самого произведения, но и в этом случае повествование не свободно от вторжения  инородных для эпического сказания элементов индивидуализма.
К примеру, дидактика произведения основывается на философии стоицизма, где «доблести тот не достигнет высот, кто в себе не имеет// должного духа». Само мироздание предстает перед нами иерархизированным не мифологически, но этически, во главе его – «гора Доблесть» («Ἀρετῆς ὄρος») , и сами боги теперь подчинены «Судьбе» (αἶσα).  
   При этом, очевидно, Квинт сохраняет двуплановость повествования, т.е. изображение мира богов и людей. Однако и боги все более уподобляются людям, поскольку сами они находятся во власти Рока, а их собственная воля уже не является абсолютной. Иллюстрацией является эпизод убийства Ахиллеса. Герой был недоволен открытым вмешательством Феба в земной поединок и попросил его покинуть поле битвы, грозя убийством «бессмертного – смертным». Аполлона разгневала непочтительность и открытое неподчинение олимпийцам: «Верно, безумен сей муж… ибо восстал на богов и нашей противится воле» [кн. 3, 55-60]. Таким образом, поведение героя предрешило его участь. В то же время поступок Феба – убийство героя – не был одобрен богами, поэтому Гера в сердцах называет его «неразумным», а его деяние – «бесчестным», «дурным». Он повел себя также непочтительно к богам, как «смертный наглец» Ахиллес.
Характерно, при этом, что особый акцент делается на помрачении рассудка действующих лиц: как бога, так и героя – в своей злобе они слепы, их импульсивные поступки ведут к роковым последствиям. Здесь, как и во многих других случаях, видим влияние стоицизма на мировоззрение позднеантичного автора.
  Таким образом, «После Гомера» – это не только «литературный мост» между «Илиадой» и «Одиссей», но и самобытное произведение, автор которого выступает не только как подражатель, но и как создатель оригинального текста. Квинт ограничивает фабулу поэмы рамками гомеровского эпоса, демонстрируя уважение к традиции, но наполняет полотно повествования новым художественным, иногда переосмысленным заново, содержанием, что позволяет говорить о его поэтической виртуозности. Используя любой сюжетный повод для создании аллюзии, автор восполняет не только лакуну между произведениями, но и «пробелы» самого текста, конкретизируя и  детализируя поэмы легендарного аэда.

Литература (russian)

  1. Квинт Смирнский. После Гомера/ Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. Большакова А.П.. М.: Русский фонд содействия образованию и науки, 2016. – 300 с.
  2. Гомер. Илиада/ Пер. с др.-греч. Н. Гнедича. – СПб: Азбука, АзбукаАттикус, 2015. – 605 c.
  3. Гомер. Одиссея/ Пер с др.-греч. Жуковский В.А. – СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.— 473 с.
  4. Аванесов С.С. Стоическая философия человеческого удела: пантеизм и самоубийство// Вестник ТГПУ, 2013. – С. 9-16.
  5.  Гаспаров М. Л. Вторая софистика. Жанры и представители // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. – С. 246-250.
  6.  Кочеров С.Н.  Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики// Этическая мысль, том 16. №1, 2016. – С. 31-45.
  7.  Лосев А.Ф. Гомер. -- М: Молодая гвардия, 2006. – 400 с.
  8.  Лосев А.Ф. История античной эстетики, том V. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–М.: "Искусство", 1979.
  9. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–М.: АО КАМИ ГРУП, 1995. – 441 с
  10.  Baumbach М., Bär S. Quintus Smyrnaeus: Transforming Homer in Second Sophistic Epic. –Walter de Gruyter, 2007. – 507 p.
  11.  Maciver C. A. Reading Quintus Reading Homer Intertextual Engagement in Quintus Smyrnaeus’ Posthomerica: PhD Thesis/ Classics University of Edinburgh, 2008. – 267 p.



Displays: 2498; Downloads: 3;