Кузьмина А. С. Античность и современность: хип-хопера «Орфей» // Филологические исследования. 2018. Т. 8, URL: http://academy.petrsu.ru/journal/article.php?id=3461. DOI: 10.15393/j100.art.2018.3461


Филологические исследования


УДК 82-91

Античность и современность: хип-хопера «Орфей»

Кузьмина
   Анастасия Сергеевна
Петрозаводский Государственный Университет
Ключевые слова:
«хип-хопера»
миф
Орфей
Эвридика
Харон.
Аннотация: Автором статьи рассматривается миф об Орфее и Эвридике в античном и современном варианте. После ознакомления с обеими версиями на примере современного мифа анализируются точки соприкосновения и расхождения в его интерпретации. Для более точного сравнения анализируются характеры некоторых персонажей, и на основе проделанной работы автором составляется логическое умозаключение об отличии современного проекта от оригинального сюжета мифа.

Текст статьи

Миф об Орфее и Эвридике, на первый взгляд, не самый очевидный выбор для современной интерпретации, особенно в жанре хип-хоп. В данной статье мы познакомимся с авторами проекта, с их видением античного мифа и определим актуальность самой постановки. 

Идейным начинателем «хип-хоперы» выступил Юрий Квятковский (российский режиссёр, актер), а роль главного персонажа исполнил Иван Алексеев (музыкант, актёр), извеcтный под псевдонимом Noize MC. На русской почве проект интересен своим новаторством, совмещает в себе театр и хип-хоп, а репертуар представляет собой 21 композицию, написанную в стиле рэп.

Почему Миф об Орфее?

Несмотря на то, что миф не пользовался большой популярностью, режиссёр утверждает, что выбор античного сюжета для него был очевиден, и даже тем, кто совсем не знаком с мифологией, проект будет интересен. Как сказал режиссёр:

«Орфей спускается в ад шоу-бизнеса»  [5]

В традиционном сюжете после свадьбы молодых людей, Эвридику в лесу внезапно жалит в ногу змея. Разносится скорбный плач, который слышит Орфей. Он спешит к любимой, но видит лишь холодный труп жены. Орфей решает спуститься в царство умерших, чтобы упросить Аида и Персефону вернуть ему жену. У берегов священного Стикса, он просит Харона перевезти его на другой берег. Харон непреклонен, пока его не очаровывают звуки струн золотой кифары Орфея. На другом берегу идёт Орфей по мрачному царству к трону Аида, собирая вокруг себя духов, слетевшихся на звуки кифары. У трона Аида сильнее ударяет он по струнам и запевает о своей любви к Эвридике: как прекрасна была их жизнь, как прошли счастливые дни их, как погибла Эвридика, какое горе и муки его настигли. Все царство очаровано его песней. Аид спрашивает Орфея, зачем пришел он в его царство и клянется исполнить просьбу дивного певца. Тогда Орфей отвечает, что пришел он просить вернуть назад на землю Эвридику. Аид соглашается, но с одним условием: Орфей должен идти впереди Эвридики вслед за Гермесом, но ни за что не должен оглядываться Орфей, иначе тотчас вернется Эвридика в царство Аида навечно. На все был согласен Орфей. Гермес привел тень Эвридики и они отправились в путь. Они миновали царство Аида, переправились через Стикс и вот виднеется выход. Сомнения начинают охватывать Орфея: Вдруг Эвридика осталась в царстве мертвых или отстала на трудном пути? Чем ближе свет, тем чаще он останавливается. И вот, забыв все, оборачивается. Почти совсем рядом видит он тень Эвридики, протягивает ей руки, но проходит миг и ее тень тонет во мраке. Окаменел Орфей, осознав, что снова потерял любимую, только уже своей виной. Он вновь решает идти в царство Аида, но не повез его Харон через Стикс, тогда сидит Орфей семь дней и семь ночей на берегу священной реки и проливает слезы скорби, сетуя на богов мрачного царства. Только на восьмой день решает он отправится обратно во Фракию [2; 199-202].

 

Античный миф раскрывается со стороны истории о сильной любви двух влюбленных, настолько любящих друг друга, готовых, несмотря ни на что, быть вместе, даже если для этого нужно будет отправиться в темное царство Аида. Это и является самой распространенной трактовкой мифа. Но, на наш взгляд, можно усмотреть и другой подтекст, более философский, со стороны творческого поиска личности, осознания своего предназначения и препятствий, которые подстерегают на пути. Следует привести небольшую преамбулу: до встречи с Эвридикой Орфею от Аполлона была дарована золотая лира, которая своими чарующими звуками могла делать удивительные вещи. Тем не менее, Орфей был искусным музыкантом и сам по себе, он совершенствовался в своем мастерстве, обучаясь музыке и поэзии, реализовывал себя социально [3; 603]. Встреча с Эвридикой оказывается поворотной в судьбе Орфея, так как он находит своего верного слушателя и истинного ценителя его искусства. Вот-вот он чувствует, что нашел свое предназначение, обрел смысл своего творчества, как разворачивается другая картина: Эвридика покидает его, он остается один, в полном отчаянии, потеряв не просто жену, а того, кто давал ему веру в то, что жизненные поиски окончены, что он, наконец, нашел свое предназначение. Снова, оказавшись обманутым судьбой, Орфей отправляется за утерянным ощущением полноты собственного «Я», за Эвридикой, но неуспешно, вскоре вовсе оставив лиру.

«Хип-хопера», на наш взгляд, ближе к таковой трактовке мифа, нежели к любовной. В самом описании героя написано, что Орфей - уличный музыкант, играющий на гитаре и мечтающий о славе [4]. Проект представляет собой историю настоящего музыканта, который попадает в систему соблазнов, испытывающих его талант, где главной задачей остается сохранить себя и свои ценности на пути творческой самореализации. Романтическая линия переплетается с основной идеей спектакля о суровых реалиях шоу-бизнеса.

Познакомимся с современным вариантом поближе:

Изначально спектакль открывается композицией «С нами», изобличающей страсть влюбленных друг к другу, где Эвридика произносит пророческую для развития событий реплику:

«Возможно, впереди - страдания

Боль и лишения…»

Далее место действия меняется, перед нами «Фанфары Эллады» с новостями мира шоу-бизнеса, где появляется образ Гермеса, как создателя музыкального лейбла «Underground Records», осужденный за неуплату налогов. В связи с чем, управление лейблом должно перейти в руки сомнительной личности Аида. Упоминается Олимпийский баттл среди хип-хоп исполнителей, который должен состояться в центре столицы, где одной из судей будет Фортуна (приспешница Аида и бессменная ведущая). Получается, что судья - сама Удача, следовательно, творческая судьба исполнителей будет зависеть от того, на чьей стороне она окажется. Стоит отметить и тот факт, что Фортуна - богиня из римской мифологии, а не греческой [1; 258]. Как мы узнаем далее со слов Прометея (неоднократный победитель баттла), до этого она всегда была на его стороне. Значит, все заранее предопределено и такова суровая реальность шоу-бизнеса?

Орфей отправляется в Аид на хип-хоп состязание, говоря, что делает это ради его будущего с Эвридикой, но она чуткая натура и видит его лукавство, его истинная цель - «...медали, кубки и успех». Она не верит, что боги будут благосклонны к ним и берет с Орфея клятву - вспомнить дорогу до дома, не подвергаться соблазнам славы. Харон - таксист перевозит его на баттл. Нарастает ощущение того, что ему предстоит тяжелый путь, ведь нужно быть подкованным в поединке, потому что удача - дело тонкое. Сегодня ты на вершине, а завтра уже у подножия. Харон освещает Орфею черты, которыми должен обладать человек, связанный с миром шоу-бизнеса, среди которых: безразличие, конкретность и моральное унижение соперников. Его слова подтверждает дальнейший поединок Спартака и Прометея, где с очередной поддержкой судей побеждает второй. На арену выходят следующие противники: Нарцисс (символ гордыни и самовлюбленности) и Орфей. Если судить по оппонентам, которые встречаются на пути Орфея к вершине, то логичен вывод, что его противники - искусители. Орфей в данной ситуации ассоциируется у нас с еще одним персонажем из истории зарубежной литературы - Фаустом И. В. Гёте, а Аид и все его слуги с Мефистофелем. Фортуна же потихоньку встает на сторону Орфея, в оппоненты выдвигается Прометей. Страсти накаляются, в сцене появляется Аид и начинается бой  за право стать равным богам, в котором побеждает Орфей. Но ничего не бывает просто так. У Аида есть свой интерес в победе новичка - музыканта. Теперь начинается более сложное испытание - сохранить себя, не рухнуть под тяжестью влекущих благ и продажного мира. Орфею не по нутру этот иллюзорный мир шоу-бизнеса, он пока еще наивно верит, что сможет остаться собой.  Заключается контракт испещрённый мелким шрифтом.

Орфей: «Ну, если нет больше никаких подводных камней

То, пожалуй, я подпишу.»

Далее идет сцена перевоплощения Орфея, он сам не замечает, как перестает быть похожим на себя, как становится марионеткой Аида. Эвридика пытается сообщить ему, что возлюбленный предал свои идеалы и превратился в тех, кого осуждал ранее. Орфей же демонстрирует весь масштаб звездной болезни, здесь происходит его моральное падение. Он изменяет Эвридике, предпочитая ей Удачу. Из композиции «Мелкие черепки»  и «Все это - лишнее!» становится понятно, что их любовь рушится, а Эвридику начинают одолевать страшные мысли о потерянном счастье, девушка совершает самоубийство прыжком с обрыва. Позднее мы все же узнаем, что Орфею все еще важна его возлюбленная, наконец отрезвев от успеха он осознает, что натворил. Следует сцена расторжения контракта: герою просто так не добиться этого, ведь таков шоу-бизнес, нужно было читать мелкий шрифт. Орфей сбегает, и они с Хароном попадают в больничную палату к Эвридике. К нему приходит осознание, что за любовь нужно бороться и только до конца. Харон помогает ему погрузится в сон, где Орфей отправляется на поиски Эвридики, застрявшей в бесконечном кошмаре.

«Без неё я не там и не здесь

Нет ни земли, ни небес…»

Отыскав ее, он просит прощения и говорит, что выведет ее, если она не будет оборачиваться, но доверие уже утеряно и настоящему кошмару суждено осуществиться. Оба влюбленных гибнут:

«Это бизнес большой убивает любовь…»

Но, в финальной сцене мы видим, что их души все же соединяются после смерти, что заканчивает саму «хип-хоперу» и является развязкой любовной сюжетной линии:

«Времени пески

До сих пор хранят

Мы вместе…»

Ознакомившись с двумя вариантами мифа, посмотрим, что нового привнесли режиссеры в трактовку современного мифа, а что вовсе исключили или переделали:

Стоит начать с того, что о замужестве героев не сообщается. И начинается миф совсем иначе: влюбленные поют о своей любви друг к другу, а потом появляется сюжет с объявлением о поединке артистов, что совсем не относится к традиционному мифу. Появляются новые персонажи. В то время как в оригинале Орфея и Эвридику разлучает смерть девушки от укуса змеи (это очень важный аспект, который дальше нам еще пригодится), в современном варианте в Ад сначала отправляется Орфей, что переворачивает античный миф с ног на голову и продолжается уже совсем другая история. Если традиционный Орфей отправляется в подземное царство на поиски возлюбленной, то современный на поиски славы и успеха, находит признание и теряет себя как личность. Миф встает на круги своя только мосле момента, когда Эвридика, преисполненная печалью, умирает (причем не от укуса змеи, в отличие от античной нимфы). Интересно и то, что режиссеры решили сначала сделать страдающей по возлюбленному Эвридику, а не Орфея. Теперь миф более-менее напоминает нам оригинальный сюжет. Правда, Орфей спускается за Эвридикой не в Ад, а в  кому,  и ни о каком условия от Аида не вспоминается, и Гермес их тоже не сопровождает, о нем, кстати, вообще не упоминается. Разнится с античным сюжетов и кульминационная сцена: Эвридика не следует за Орфеем, а они идут в противоположные стороны и оба не должны оборачиваться, однако Эвридика, утратившая веру в юношу, оборачивается, что приводит к гибели сразу обоих возлюбленных. Получается, Орфей виноват в смерти девушки единожды, когда Орфей античный губит ее дважды и по своей же вине. В связи с чем он обречен страдать в одиночестве. Однако финал историй совпадает, и души влюбленных встречаются за пределами жизни.

 

Хотелось бы еще отдельно сравнить некоторых персонажей в следующем порядке: сначала характеристика античного персонажа, затем современного.

  1. Орфей - мифический знаменитый музыкант и певец, ради любви отправившийся в загробное царство за любимой, присмиряя и очаровывая всех струнами своей золотой лиры. У него нет какой-то цели, он нашел себя в любви к Эвридике и в ней же потерял [1; 192].

Орфей (Noize MC) - уличный музыкант, который рвется к успеху и славе, ему свойственно ошибаться, как и любому человеку. На мой взгляд, его образ более полный, раскрытый в условиях жестокого социума. У героя есть свои мечты и цели, но при этом он придерживается установки не изменять себе. Мы видим развитие персонажа: она оступается, затем приходит в себя и следует своим истинным целям.

  1. Эвридика - лесная нимфа, жена Орфея [1; 264]. Она почти никак не фигурирует в мифе, ее персонаж не раскрыт. Все что мы знает, что она после смерти отправилась в Ад и до прихода Орфея более о ней не упоминается.

Эвридика (Лейла Магомедова) - особо о ней ничего не известно,  кроме того, что она возлюбленная Орфея. Однако в хип-хопере девушка занимает значительное место. Она не просто косвенно представлена зрителю, она является чем-то вроде путеводной звезды для Орфея, ослепленного славой. Она переживает за него, сопутствует его увлечения, даже, если очевидно, что хорошего из этого ничего не выйдет.

Хотелось бы обратить внимание на еще один образ - образ Харона. После знакомства с современной интерпретацией мифа его образ показался мне очень контрастным:

  1. Харон - предстает перед нами как перевозчик мертвых в царстве Аида [1; 259]. Орфею приходится уговаривать его помочь в переправке, но удается это лишь мелодией струн лиры. И во второй раз, когда Орфею нужны была помочь Харона, он ему отказал, поспособствовав горю юноши.

Харон (Maesrto A-Sid/ Константин Аршба) - водитель и помощник Аида. Встреча с Хароном оказывается важным элементом развития сюжета, где он играет значимую роль в судьбе юноши. Он немного напоминает голос разума, который предостерегает Орфея на его пути. Он же показатель того, насколько изменчива удача, ведь ранее он был таким же как Орфей, а теперь водитель такси. Харон сообщает и о смерти Эвридики, способствует разрыву контракта с Аидом и помогает Орфею попасть к возлюбленной.

Таким образом, познакомившись с двумя мифами в сравнении и проанализировав персонажей, можно сделать некоторые выводы. Очевидно, что современная интерпретация мифа имеет более широкую проблематику, отражающую современность через призму античных персонажей. Несомненный плюс проекта в том, что он хотя бы на малую долю процента позволяет зрителю визуализировать представление о традиционном мифе, что делает его интересным даже для непосвященной публики. И хотя, современный вариант мифа местами сильно отходит от оригинала, но тот образец любви, который нам продемонстрировал античный Орфей, сохраняется. Режиссеры же привнесли в миф современный актуальный характер, увеличили количество персонажей и раскрыли их с новой стороны, некоторых, возможно, с абсолютно противоположной. Мы думаем, что «хип-хопера» - это уникальный проект, который проводит некий мостик от античности к современности и позволяет посмотреть на окружающий мир через историю, потому что что-то меняется, а что-то остается вечным.

Литература (russian)

  1. Зурабова К. А. Мифы и предания. Античность и библейский мир: Популярный энциклопедический словарь / К.А. Зурабова, В.В. Сухачевский. - М.: ТЕРРА, 1993.- 277 с.
  2. Кун Н. А. Мифы и легенды древней Греции / Н. А. Кун.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.- 464 с.
  3. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев.- М.: Мысль, 1996.- 975 с.
  4. Соболевский С. И. Древнегреческий язык. Учебник для высших учебных заведений / С. И. Соболевский.– Спб.: Алетейя, 1999.- 613 с.
  5. Genius.com [Электронный ресурс] / [авт. проекта: Genius Media Group Inc.].-Электрон. дан. - [Нью-Йорк], cop. 2019.  -URL: https://genius.com. - (13. 04. 2018).
  6. FLOW [Электронный ресурс] / [авт. проекта: THE FLOW].-Электрон. дан. -[Москва], cop. 2019. - URL: https://the-flow.ru. - (17. 03. 2018).

Литература (english)

1. Zurabova K. A. Mify i predaniya. Antichnost’ i bibleyskiy mir: Populyarnyy entsiklopedicheskiy slovar’ [Myths and legends. Antiquity and the Bible World: Popular Encyclopedic Dictionary]. Moscow , TERRA Publ., 1993, 277 p. (In Russ.)

2. Kun N. A. Mify i legendy drevney Gretsii [Myths and legends of ancient Greece]. Moscow, Gosudarstvennoye uchebno-pedagogicheskoye izdatel’stvo ministerstva prosveshcheniya RSFSR Publ., 1954, 464 p. (In Russ.)

3. Losev A. F. Mifologiya grekov i rimlyan [Mythology of the Greeks and Romans]. Mysl’ Publ., 1996, 975 p. (In Russ.)

4. Sobolevskiy S. I. Drevnegrecheskiy yazyk. Uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Ancient Greek language. Textbook for higher education]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 1999, 613 p. (In Russ.)

5. Genius.com Genius Media Group Inc. Available at: https://genius.com. (accessed on 13 April 2018).

6. FLOW Available at: https://the-flow.ru.  (accessed on 17 March 2018).




Просмотров: 1824; Скачиваний: 2;