Морозова Е. Д. |
Движение в пространстве: реализация мотивов «квест» и трансценденции в поэзии Роберта Фроста (на примере сборника «A Boy’s Will»)
Петрозаводский государственный университет, ekaterina.morozova.karelia@gmail.comАннотация: В данной работе автор рассматривает движение в пространстве, а именно реализацию мотивов «квест» и трансценденции в поэзии Роберта Фроста на примере дебютного сборника «A Boy’s Will». В работе представлен анализ пространственного движения в стихотворениях этого сборника. В ходе работы автор обращает внимание на важные структурообразующие и смыслообразующие мотивы «квест» и трансценденции, на особенности реализации этих мотивов в тексте, а также на смыслы, которые они могут нести в поэзии американского поэта. При анализе стихотворений проводится параллель между движением в физическом и метафизическом пространствах. Автор обращает внимание на существование границы между пространствами, а также на возможность её преодоления. На основе способности преодоления границы между пространствами предпринимается попытка сгруппировать стихотворения сборника. Ключевые слова: Роберт Фрост, «A Boy’s Will», мотив «квест», мотив трансценденции, пространство, движение в пространстве. Читать статью Литература |
Васильева С. В., Аввакумова М. А. |
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАТЕГОРИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ К ПОСТМОДЕРНИЗМУ
Петрозаводский государственный университет, milorada07@mail.ruПетрозаводский государственный университет, 1389sad@mail.ruАннотация: В статье рассматривается категория стремления человеческой природы в каче-стве основной линии поведения, формирующей человеческую судьбу. На при-мере двух выдающихся произведений немецкой литературы - трагедии Гёте «Фауст» и романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда - дается анализ судьбы главных героев и их жизненных проектов в свете решения ими основных жиз-ненных задач и достижения жизненной цели, а также в свете их личностного предназначения. Для актуализации темы представлен генезис термина «катего-рия» как формообразующего понятия, отражающего связь между действительностью и познанием, и его реализация в истории литературы. Представлен широкий культурно-исторический контекст с опорой на тексты литературных произведений. Для определения взаимосвязи между произведениями обозначенных эпох, в ходе исследования были выявлены интертекстуальные связи романа П. Зюскинда «Парфюмер» и трагедии «Фауст» И.В. Гёте. Выбор указанных произведений обусловлен тем, что они являются классическими образцами своих литературных эпох. Между произведениями данных авторов прослеживается явная интертекстуальная связь: выявив трансформацию категории стремления в постмодернистском романе П. Зюскинда «Парфюмер», мы обнаруживаем ту же категорию в трагедии И.В. Гёте «Фауст», заявленную как роковое стремление. На основании проведенного анализа мы делаем вывод, что наличие данной трансформации обуславливает переход от классических общечеловеческих ценностей к демонизации личности в литературе. В методологии изучения литературы разработка данного понятия играет важную роль при выявлении взаимосвязей, сходств и различий в литературе на разных этапах культурного развития общества. Ключевые слова: категория, судьба, стремление, эпоха Просвещения, Постмодернизм, трансформация, ценности, литературный герой, культ разума. Читать статью Литература |
Трифонова В. В. |
Образ Ариадны и его эволюция в русской и европейской литературах.
Петрозаводский Государственный университет, trifonovaviktorij@mail.ruАннотация: Данная статья посвящена анализу образа Ариадны в выбранных нами литературных текстах русских и зарубежных авторов. Мифологическая героиня рассматривается с точки зрения её роли в художественном тексте, благодаря чему автор показывает, как меняется символическая наполненность этого образа в мировой литературе. Внимание уделяется процессу «обновления» и «возрождения» мифа через призму художественных произведений. В результате анализа автор показывает, как изменяется и эволюционирует этот мифологический образ в процессе развития европейской литературы. Ключевые слова: миф, Ариадна, европейская литература, эволюция, символ, значение Читать статью Литература |
Плюснина А. П. |
ТЕМА ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ В ИНТЕРНЕТ-СМИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИИ: ФРОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», sobnick@yandex.ruАннотация: Автором статьи рассматриваются материалы основных средств массовой информации Республики Карелии. В статье анализируются процессы филиации и особенности экологической информации в прессе. Автором проведён фронтальный анализ карельских публикаций о защите природы. Устанавливается, что Экожурналистика региона находится на этапе становления. На основе проделанной работы автором составляется логическое умозаключение об особенностях экологической журналистики республики: преобладание информационных жанров, непоследовательность в рубрикации, освещение федеральных инфоповодов, зависимость тематического разнообразия от крупных инфоповодов. Ключевые слова: онлайновая журналистика, средства массовой информации, Карелия, экологическая журналистика, рубрика. Читать статью Литература |
Янкина Ю. С., Патроева Н. В. |
Алогизмы и средства их выражения в фольклорном тексте (на материале сборника «Народные сказки» А.Н. Афанасьева)
Петрозаводский государственный университет, cherrylav@list.ruПетрозаводский государственный университет, nvpatr@list.ruАннотация: Исследование посвящено рассмотрению алогизмов как деструкторов текста, их видам, а также способам репрезентации в прибаутках и анекдотах сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Работа выполнена на материале 21 прибаутки и 44 анекдотов издания. В рамках настоящей статьи представлены лингвостилистический и этнопоэтический анализы фольклорных алогизмов, выявлены исторические и социокультурные предпосылки аккумулирования алогической энергии внутри народно-художественного высказывания. В ходе исследования было выяснено, что разнообразные фигуры алогизма, строящиеся на отступлении от основных формально-логических постулатов, активно и эффективно используются в фольклорном дискурсе на уровне синтагмы, фразы и сложного синтаксического целого. Указанные стилистические приёмы выполняют комическую (в анекдоте) и ритмизирующую (в прибаутке) функции. Алогизмы обогащают семантический и изобразительный потенциал народнопоэтического высказывания, отражают фольклорно-языковую картину мира древних славян. Ключевые слова: алогизм, законы логики, фольклорный дискурс, прибаутка, анекдот. Читать статью Литература |