|
ВЫП. 1 | ВЫП. 2 | ВЫП. 3 | ВЫП. 4 | ВЫП. 5 | ВЫП. 6 | ВЫП. 7 | ВЫП. 8 | ВЫП. 9 | ВЫП. 10 | ВЫП. 11 | ВЫП. 12 | ВЫП. 13 | ВЫП. 14 |
Филологические исследования. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2016. — Вып. 2. ISSN 2587-828X
Блинова Ю. А. |
Особенности жанра очерка в творчестве В. М. Пескова
Петрозаводский государственный университет, juliabl94@mail.ru Аннотация: В последнее время в журналистике активно происходит размывание жанровых границ, наблюдается процесс вымещения художественно-публицистических жанров информационными. С целью реабилитировать художественно-публицистический жанр в данной статье впервые подробно рассматривается жанровое своеобразие очерка в творчестве одного из ведущих советских и российских журналистов В. М. Пескова. Основным объектом изучения послужил сборник Пескова «Шаги по росе». В работе впервые подробно рассматривается специфика жанра очерка, определяется жанровая принадлежность материалов, вошедших в состав сборника Пескова «Шаги по росе», выявляются характерные для автора очерковые приемы. Единого подхода к определению жанровых характеристик очерка не найдено до сих пор. Между тем, согласно данным исследования, очерк – это некий сплав художественно-публицистических и аналитических элементов. В журналистике существует 3 вида очерка – путевой, портретный и проблемный. В сборнике Пескова «Шаги по росе» 79 материалов, из них очерковых – 51. Они чрезвычайно своеобразны. Авторское «я», эскизность и образность – характерные черты очерков Пескова. Близки к этому также интимизация (94%), документальность (92%), типизация героя (86%). Интересно, что всего 39% данных очерков носят новостной характер. Между тем авторские ассоциации и вымысел встречаются редко (29%). Публикации Пескова соответствуют целям очерка в журналистике – документальность берет «верх». Ключевые слова: В. М. Песков, сборник «Шаги по росе», очерк, стилевые черты, фотография Читать статью Литература |
Храмцова П. С. |
Композиционно-тематические и жанровые особенности «Больших путешествий "Костра"»
Петрозаводский государственный университет, h.s.polly@mail.ru Аннотация: Статья посвящена исследованию в области детской журналистики на примере одного из лучших детских журналов XX века «Костёр». Автор показывает особенности взаимодействия редакции с юным читателем, анализируя рубрику «Большие путешествия "Костра"». В тексте статьи представлены жанровые и композиционные особенности исследуемой рубрики, которые доказывают её новаторство, оригинальность формы. Внимание акцентируется на особом образе повествователя в «Больших путешествиях», его роли в привлечении читателя к диалогу. В результате исследования автор делает вывод о том, что современные журналы о путешествиях для детей существуют, но в них трудно найти такой синтез познавательности и развлекательности, какой отличал «Большие путешествия "Костра"». На этом основании в статье говорится о том, что изучаемая рубрика, просуществовав десять лет, явилась важным экспериментом в журнале. Также исследователь отмечает, что подобная форма путешествий оказалась уникальной, неповторимой в детской журналистике. Ключевые слова: детская журналистика, детская периодика, журнал «Костёр», жанр, композиция, путешествие, повествователь, диалог Читать статью Литература |
Чижова Е. С. |
Телевидение как объект медиакритики в «Литературной газете»
Петрозаводский государственный университет, CatChizova@mail.ru Аннотация: В статье рассматривается медиакритика на материале телевизионной критики в периодическом издании «Литературная газета» за последние два года. Выявлены общие закономерности медиакритики, определены нормы, которые чаще всего нарушаются в эфире телепередач. Выделены три наиболее значимые функции медиакритики (регулятивная, просветительская и образовательная), определены ее адресаты (читательская аудитория, медийная сфера, студенчество). В рамках исследования был проведен опрос студентов - журналистов Петр ГУ, в результате которого удалось выяснить, что в студенческой среде медиакритика не пользуется большой популярностью. Ключевые слова: журналистика, литературная газета, медиакритика, телевизионная критика Читать статью Литература |
Николаева О. О. |
Специфика хронотопа в рассказе Бернхарда Шлинка «Der Sohn» («Сын»)
Петрозаводский государственный университет, olyanik1983@mail.ru Аннотация: В статье предпринимается попытка рассмотреть хронотоп как систему, включающую на уровне текста три равноправных элемента (субъект + время + пространство). Анализируя поочередно особенности художественного времени и пространства в рассказе Бернхарда Шлинка «Der Sohn» («Сын») и обстоятельно комментируя их, автор статьи на конкретных примерах демонстрирует, как, повинуясь интенции Бернхарда Шлинка, хронотоп перестаёт выполнять в произведении исключительно координирующую функцию, вводя лишь пространственные и временные координаты изображаемого мира, но, включая в свою структуру в качестве обязательного элемента категорию субъекта, обретает в анализируемом рассказе явно выраженную эмотивно-экспрессивную репрезентацию, образно обобщая, благодаря особому набору языковых средств выражения, сложные психологические процессы внутреннего мира персонажа, символизирующие его духовный кризис и перерождение. Ключевые слова: Бернхард Шлинк, рассказ «Der Sohn» («Сын»), хронотоп, пространственно-временная организация произведения, координирующая функция хронотопа, эмотивно-экспрессивная репрезентация хронотопа, хронотоп «порога» Читать статью Литература |
Пере П. С. |
Проблема самоидентификации лирического героя в творчестве Г. Экелёфа (на материале сборника «Песнь с переправы»)
Петрозаводский государственный университет, polina.pere@mail.ru Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы самоидентификации лирического героя в сборнике шведского поэта Гуннара Экелёфа «Песнь с переправы». В работе рассматривается структура книги, смысловое и содержательное наполнение ее частей. Отмечается переходный характер, заметный отход от принципов модернизма. Структурно сборник распадается на 6 частей, каждая из которых разрабатывает свои темы и мотивы. Связующим звеном разделов является тема поиска собственного «я». Лирический герой с горечью и страхом осознает изменчивую природу человека, свою нетождественность самому себе. В череде беспрестанных изменений он примeряет к себе различные варианты самоопределения. В работе они представлены в виде ключевых формул. Между тем взаимоисключающий характер некоторых формул раскрывает остроту внутреннего конфликта лирического героя. Ключевые слова: Гуннар Экелёф, шведская литература, «Песнь с переправы», самоидентификация, экзистенциальный конфликт Читать статью Литература |
Коновалова М. А. |
Элементы готики и фольклора в детективном романе Юхана Теорина «Кровавый разлом»
Петрозаводский государственный университет, konovmasha@yandex.ru Аннотация: Cтатья посвящена анализу элементов готического романа и фольклора в детективном романе Юхана Теорина «Кровавый разлом». Синтез детектива с фольклором проявляется уже в названии произведения: кровавый разлом – и последствия битвы эльфов и троллей, и место, вблизи которого происходит развязка детективной линии. Мы рассматриваем хронотоп и систему персонажей романа. В хронотопе «Кровавого разлома» время организовано в соответствии с фольклорной традицией, которая выражается в связи происходящих событий с временами года и праздниками. Имеются в хронотопе и готические признаки: в главном топосе романа – каменоломне – прошлое соединяется с настоящим. Кроме того, по мере развития сюжета происходит постепенное приближение к месту развязки, которым снова является каменоломня. Система персонажей была классифицирована нами в соответствии с отношением героев к фольклору. Были выделены 4 группы: персонажи, не имеющие отношения к фольклору; относящиеся к фольклору косвенно; сталкивающиеся с фольклором; а также собственно фольклорные персонажи и герои, наделенные их отличительными особенностями. При анализе системы персонажей была выявлена закономерность: чем теснее герой связан с фольклором, тем больше времени он проводит на острове, и тем важнее его роль в сюжете. Помимо системы персонажей и хронотопа, в статье также рассматриваются и художественные приемы, использованные автором для введения в роман элементов фантастики. Ключевые слова: Читать статью Литература |
Козина Ю. Е. |
Образ города в современном шведском детективе
Петрозаводский государственный университет, kozylkina@yandex.ru Аннотация: Cтатья посвящена изучению образа города в современном шведском детективе. На основе анализа произведений выявлено, что образ города строится с разных перспектив: как социальное пространство, географический и исторический объект. Кроме того, важным элементом является миф о городе, который объединяет все представления о городском пространстве. Для создания необходимой атмосферы писатель использует цветовые и световые эффекты, точные описания пространства, смену времен года, общественные процессы. В качестве объекта исследования выступают наиболее популярные романы в жанре детектива, переведенные на русский язык. Опираясь на конкретные произведения, мы выделили противопоставление «хороший / плохой» город, которое реализуется за счет образов Стокгольма и провинциального города. Шведская столица всегда представлена читателю в отрицательном свете, несмотря на то, что в маленьком городе могут совершаться более тяжкие преступления. Таким образом, город – знаковый элемент произведения, строящийся на основе разных точек зрения и играющий важную роль. Ключевые слова: шведский детектив, Стиг Ларссон, Йенс Лапидус, Оса Ларссон, образ города, миф о городе, городское пространство Читать статью Литература |
© 2015 - 2024 Петрозаводский государственный университет
Разработка - кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики, РЦНИТ ПетрГУ
Техническая поддержка - РЦНИТ ПетрГУ
Редактор сайта И.О.Манина -
academy@petrsu.ru