Морозова Е. Д., Ошуков М. Ю. |
ФЕНОМЕН «READYMADE» КАК СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ УИЛЬЯМА КАРЛОСА УИЛЬЯМСА: «THE GREAT FIGURE»
Петрозаводский государственный университет, ekaterina.morozova.karelia@gmail.comПетрозаводский государственный университет, oshukov@gmail.comАннотация: Целью статьи является рассмотрение визуального аспекта поэзии У. К. Уильямса в рамках концепции интермедиальных отношений. Опираясь на исследовательскую литературу и на личные письма и воспоминания У. К. Уильямса, авторы статьи рассматривают феномен «readymade» как формообразующий принцип в поэзии американского модерниста. На примере стихотворения The Great Figure, авторы статьи показывают, что феномен «readymade», заимствованный из изобразительных искусств начала XX века, становится в поэзии У. К. Уильямса структуро- и смыслообразующим. Подробный анализ стихотворения выявляет основные принципы использования и функции техники «readymade» в тексте. Выявление специфики этого феномена представляется актуальным, так как предоставляет новые способы научного осмысления поэзии модернизма. Научная значимость исследования обусловлена и актуальностью междисциплинарных исследований, затрагивающих сферу интермедиальных отношений. Ключевые слова: визуализация, интермедиальные отношения, поэзия, феномен «readymade», Уильям Карлос Уильямс Читать статью Литература |
Балжиням О. А. |
КОНЦЕПЦИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В РОМАНЕ А. ПЛАТОНОВА «СЧАСТЛИВАЯ МОСКВА»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», balzhinyam.olya@outlook.comАннотация: В статье проанализированы основные принципы изображения «нового человека» в романе А. Платонова «Счастливая Москва». Предметом изучения стала образная система произведения, которая рассмотрена в контексте идейно-художественной концепции «строителя социализма» в советской литературе 1930-х годов. Идеологическое ядро образа советского человека – верность делу социализма, коллективизм, постановка общественного выше личного. В ходе исследования сделаны следующие выводы: платоновский образ не вписывается в схему тождества человека идее. Автор художественно экспериментирует, рисуя в «Счастливой Москве» разные варианты «нового человека». Главная героиня Москва Честнова и влюбленные в неё мужские персонажи Божко, Самбикин и Сарториус верят в идеалы социализма и стремятся к их воплощению, но идут в жизни разными путями и добиваются противоречивых, если не противоположных мечтам результатов. В течение повествования разрушается советский миф о «новом человеке» и обществе «счастья». Для сохранения и приращения человечности в человеке необходимы душа, сердце, совесть – эти традиционные категории и ценности культуры положены в основу концепции человека в «Счастливой Москве». Ключевые слова: «новый человек», советская литература 1930-х годов, соцреализм, оппозиция «новое – старое», Платонов, «Счастливая Москва». Читать статью Литература |
Колодей И. И., Львова И. В. |
Символизм голубого цвета в романе Тони Моррисон «Самые голубые глаза»
Петрозаводский государственный университет, ilonu.lubat.vse@gmail.comПетрозаводский государственный университет, ilvova_2016@mail.ruАннотация: В данной статье рассматривается самобытность афроамериканской литературы, а также важные социальные проблемы, которые поднимаются авторами афро-американцами. Одной из самых выдающихся чернокожих писательниц XX века является Тони Моррисон, а ее первым роман «Самые голубые глаза» вызвал широкий резонанс у общественности и стал одним из самых обсуждаемых произведений чернокожей писательницы. В данной статье автором раскрываются основные особенности творчества писательницы, темы и образы, которые она привнесла в литературу, а также поднимается вопрос о значении голубого цвета в контексте романа «Самые голубые глаза». Автор уделяет особое внимание расовой проблеме и тому, как Тони Моррисон раскрывает ее через цветообозначения. Целью исследования выступает раскрытие видения картины мира афро-американцев через особенности цветового символизма. Именно голубой цвет в романе выступает символом красоты и счастья, к которым так стремится главная героиня. Голубые глаза как символ бессознательного стремления к безопасности сводит героиню с ума, открывая тем самым ей дорогу в тот мир, в который она никогда не смогла бы попасть, оставаясь самой собой. Ключевые слова: афроамериканская литература, Тони Моррисон, символ, цвет, фольклор, мотив сумасшествия, расизм, идентичность. Читать статью Литература |
Поташова А. В., Ошуков М. Ю. |
КОМИКС: ДИНАМИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЕРБАЛЬНОГО И ВИЗУАЛЬНОГО В СТАНОВЛЕНИИ МЕДИУМА
Петрозаводский государственный университет, potashova.a@gmail.comПетрозаводский государственный университет, oshukov@gmail.comАннотация: Статья рассматривает основные проблемы современных исследований комикса через призму отношений вербальных и визуальных компонентов языка этого медиума. В науке нет конвенционально признанного определения сути предмета, в то время как индивидуальные исследовательские перспективы зачастую не учитывают особенностей взаимоотношений визуального и вербального в комиксе, противопоставляя и различая конструирующие элементы единого мультимодального языка. Статья проблематизирует такое однозначное противопоставление и представляет обзор взаимодействия (условно) вербальных и визуальных элементов комикса в процессе становления медиума с конца XIX века до 90-х годов XX века, тем самым доказывая несостоятельность популярных мнений о том, что а) комикс – это исключительно продукт взаимодействия слова и изображения; б) комикс может оцениваться по лекалам литературы. На примере художественных произведений, которые отмечают вехи в эволюции медиума, в статье анализируются некоторые особенности повествования, раскрывающие свой потенциал наиболее плодотворно именно в нарративе комикса. На основе проведенного анализа, предлагается рабочее определение комикса и характерных особенностей его языка. Ключевые слова: комикс, интермедиальность, нарратология, графический нарратив Читать статью Литература |